Пушкин в музыке середины XIX века
Концерт в одном отделении
Концертный зал «Пакгауз»
«Романсы на стихи Пушкина» - уникальный цикл концертов, который познакомит слушателя с лучшими образцами камерно-вокального творчества композиторов XIX-XX веков.
Поэзия А.С. Пушкина оказала огромное влияние на становление русской профессиональной музыки: около 500 его сочинений легли в основу почти 3000 музыкальных опусов композиторов. Однако, помимо известных имен, с которыми обычно связывают творчество Пушкина (М.И. Глинка и А.С. Даргомыжский, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, Д.Д. Шостакович и другие), можно обнаружить большое количество авторов, чьи произведения остаются на сценических «задворках». За редкостью, они не используются в популярных музыкальных программах и существуют только в нотной записи.
Впервые в современной концертной практике слушателю будет представлена подробная история развития русского романса на стихи великого поэта: от первопроходцев музыкальной пушкинианы до композиторов русского авангарда и классиков музыки XX столетия.
Середина XIX века в русском камерно-вокальном творчестве стала поворотной в плане отношения к поэтическому тексту. Если основоположник классического романса М.И. Глинка в первую очередь уделял внимание музыке (вспомнить только, как создавалась знаменитая опера «Иван Сусанин», либретто к которой пришлось положить уже на готовую партитуру), то А.С. Даргомыжский (1813-1869) предлагает другой путь развития жанра. Не любование звуками, а донесение смыслов становится задачей композитора. «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды», - писал Даргомыжский.
Последователем Даргомыжского был Ц.А. Кюи (1835-1918). За композитором закрепилась репутация «эстетического революционера». Он утверждал равноправие слова и музыки, имея в виду недопустимость небрежного отношения к стиху. «В вокальной музыке поэзия и звук - равноправные державы», - писал Ц.А. Кюи в книге «Русский романс».
Уроженец Нижнего Новгорода М.А. Балакирев (1837-1910) раньше других представителей «Могучей кучки» начал писать романсы. В них присутствуют максимально контрастные музыкальные образы, отражающие эмоциональные метания героя.
А.П. Бородина (1833-1887) называют самым ярким глинкианцем из всей " Могучей кучки". Музыкальный критик В.В. Стасов ставил его вокальное творчество в один ряд с оперным - " в романсах и песнях Бородина являлись из-под могучей кисти уже те самые формы и очертания, который должны были с чудной поэзией и силой нарисоваться однажды в опере «Князь Игорь»".
А.Г. Рубинштейн (1829-1894) называл русские песню и романс «национальным способом выражения настроения». Творчество композитора часто рассматривается как результат перенесения западноевропейских традиций на русскую почву.
Наиболее ярко принципы «Могучей кучки» выразились в вокальных сочинениях М.П. Мусоргского (1839-1881). Композитор стал реформатором жанра песни. Еще в большей степени, чем у А.С. Даргомыжского, у Мусоргского выражается стремление к музыкальной декламации и «оправданной мелодии». Мусоргский глубоко драматичен он искренне старался изменить жизнь «искусством, любящим человека».
П. Виардо-Гарсиа (1821-1910) была известна не только как выдающаяся оперная и камерная певица, но и как автор романсов и оперетт. Француженка по рождению, она называла Россию «вторым отечеством». Отдавая дань культуре и публике, к которым она испытывала «вечную признательность», в качестве поэтической основы для романсов Виардо часто брала стихи русских поэтов.
В программу вошли романсы на стихи Пушкина с музыкой
М.А. Балакирева (1836-1910)
А.П. Бородина (1833-1887)
А.С. Даргомыжского (1813-1869)
Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908)
Исполнители:
Алина Отяковская (сопрано)
Пичугина Дарья (сопрано)
Юлия Ситникова (сопрано)
Сослан Кусов (тенор)
Александр Миминошвили (баритон)
Георгий Екимов (бас)
Партия фортепиано — Медея Ясониди, Ксения Цендра
Программа концерта:
А.С. Даргомыжский (1813-1869).
«Я Вас любил» (1844). Исп. Георгий Екимов
«Ночной зефир». Исп. Георгий Екимов
«Что в имени тебе моем?». Исп. Сослан Кусов
«О дева-роза, я в оковах». Исп. Сослан Кусов
«В крови горит огонь желанья». Исп. Алина Отяковская
«К друзьям». Исп. Алина Отяковская
«Не спрашивай, зачем». Исп. Алина Отяковская
«Мельник». Исп. Георгий Екимов
«Ножки». Исп. Георгий Екимов
«Мечты, мечты!». Исп. Сослан Кусов
А. П. Бородин (1833-1887). «Для берегов отчизны» AB34 (1881). Исп. Александр Миминошвили
М. А. Балакирев (1837-1910). «Грузинская песня» BM49 (1863) Исп. Сослан Кусов
Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908)
«Не пой, красавица» op.51 (1897). Исп. Сослан Кусов
«На холмах Грузии» ор.3 (1866). Исп. Дарья Пичугина
«Анчар» op.49 (1897). Исп. Георгий Екимов
«Пророк» op.49 (1897). Исп. Георгий Екимов
«Медлительно влекутся» op.51 (1897). Исп. Юлия Ситникова
«Цветок засохший» op.51 (1897). Исп. Юлия Ситникова
«Эхо» op.45 (1897-1899). Исп. Сослан Кусов
«Редеет облаков» op.42 (1897) Исп. Дарья Пичугина
«Поэт» op.45 (1897-1899). Исп. Сослан Кусов
Продолжительность 1 час 00 минут