Пушкин в музыке второй половины ХIХ века
Пушкин в музыке второй половины XIX века
Концерт в 2-х отделениях
Концертный зал «Пакгауз»
Вторая половина XIX века – время величайшего расцвета русской оперной культуры и вокальной школы. Свои великие оперы пишут П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, количество профессиональных певцов растет. Особенности времени не могли не повлиять и на жанр романса. Он становится сложнее, перенимает «оперные» черты – сложную вокальную технику, широкий эмоциональный диапазон – и выходит на большую концертную сцену.
Вместе с тем, продолжает существовать традиция салонного, городского романса.
Наиболее ярко принципы музыкальной декламации выразились в сочинениях М.П. Мусоргского (1839-1881). Композитор стал реформатором жанра песни. Еще в большей степени, чем у предшественников, у него выражается стремление к «оправданной мелодии». Творчество Мусоргского драматично и связано с его стремлением изменить жизнь «искусством, любящим человека».
Последователем идей Мусоргского был Ц.А. Кюи (1835-1918). За композитором закрепилась репутация «эстетического революционера». Он утверждал равноправие слова и музыки, имея в виду недопустимость небрежного отношения к стиху. «В вокальной музыке поэзия и звук - равноправные державы», - писал Ц.А. Кюи в книге «Русский романс».
Романсы П.И. Чайковского (1840-1893) глубоко личные и эмоциональные, что связано с острой впечатлительностью самого композитора. Опера и вокальные сочинения у Чайковского испытывают взаимное влияние: из романсов в оперу переходят «онегинские» образы, а из оперы в вокальные сочинения – декоративность и бóльшие масштабы.
В другом направлении от П.И. Чайковского двигался С.И. Танеев (1856-1915). Как и всему творчеству С.И. Танеева, его романсам свойственны сложность формы и глубокомыслие. Многие свои романсы композитор называл «стихотворениями для голоса с фортепиано», где музыка не может «говорить» так явственно сама за себя вне текста, как у П.И. Чайковского.
Вокальные сочинения С.В. Рахманинова (1873-1943) – полная противоположность танеевским. Даже ранним его романсам свойственны порывистость и драматизм, которые впоследствии появляются и в крупных сочинениях. Лирический герой часто – мятущийся, скорбный и протестующий.
А.Г. Рубинштейн (1829-1894) называл русские песню и романс «национальным способом выражения настроения».
Друг А.Г. Рубинштейна, австро-венгерский композитор К. Гольдмарк (1830-1915), прошел сложный путь творческого становления: от музыканта-самоучки до одного из самых почитаемых композиторов Европы, талант которого высоко оценивал сам Ф. Лист.
Немецкий философ Ф. Ницше (1844-1900) был одаренным композитором. Для песни «Заклинание» на текст А.С. Пушкина он заказал перевод, который сохранил все образы и ритмику пушкинского стиха.
Поэзия Пушкина особенно привлекала А.К. Глазунова (1865-1936). В романсах он, скорее, отстраненный созерцатель: ему свойственна сдержанность чувств и ясные настроения.
П. Виардо-Гарсиа (1821-1910) была известна не только как выдающаяся оперная и камерная певица, но и как автор романсов и оперетт. Француженка по рождению, она называла Россию «вторым отечеством». Отдавая дань культуре и публике, к которым она испытывала «вечную признательность», в качестве поэтической основы для романсов Виардо часто брала стихи русских поэтов.
И. Коморовский (1824-1857) – польский композитор, автор популярных польских песен, в том числе, и на стихи А.С. Пушкина.
Г.П. Базилевский (1887-19..) – автор почти ста романсов на стихотворения русских поэтов.
Любовь к музыке передавалась из поколения в поколение в роду Шереметевых. Так, Б.С. Шереметев (1822-1906) с детства увлекался композиторской деятельностью. Жемчужиной его вокального творчества считается романс «Я Вас любил», который исполняли известные певцы: Надежда Обухова, Иван Козловский, Владимир Атлантов и другие.
Наследие А.Т. Гречанинова (1864-1956) составляет около 1000 произведений, и значимая часть – его вокальные сочинения. Композитор писал в очень удобной для для певцов технике. В итоге, популярность его среди музыкантов-любителей конкурировала даже с популярностью П.И. Чайковского.
П.Г. Чесноков (1877-1944) известен, в первую очередь, как автор духовной музыки для хора. Его светские сочинения чаще всего связаны с описаниями природы, однако есть романсы, посвященные и любовной тематике.
Ц.А. Кюи (1835-1918)
25 стихотворений А.С. Пушкина для голоса и фортепиано (1899)
С. И. Танеев (1856-1915)
А. Т. Гречанинов (1864-1956)
П. Г. Чесноков (1877 – 1944)
П. И. Чайковский (1840-1893)
С. С. Рахманинов (1873-1943)
М.П. Мусоргский (1839-1881 ор. 57)
Рубинштейн (1829-1894)
Фридрих Ницше (1844-1900)
Карл Голдмарк (1830-1915)
Б. С. Шереметев (1822-1906)
И. М. Коморовский (1824-1857)
Г. П. Базилевский (1887 - после 1910)
А. К. Глазунов (1865-1936)
Исполнители:
Анастасия Джилас (сопрано),
Юлия Ситникова (сопрано),
Дарья Пичугина (сопрано),
Сергей Перминов (тенор),
Алексей Доронин (тенор),
Сослан Кусов (тенор),
Александр Миминошвили (баритон),
Алексей Юрковский (баритон),
Алина Отяковская (сопрано),
Георгий Екимов (бас).
Партия фортепиано — Ксения Цендра, Ирина Шведчикова, Людмила Горохова
Программа концерта:
1 отделение
М. П. Мусоргский (1839-1881). «Стрекотунья-белобока» ММ 41 (1867). Исп. Дарья Пичугина
М. Мусоргский «Ночь», песня (фантазия) MM 23 (1864/1868). Исп. Александр Миминошвили
Ц.А. Кюи (1835-1918). 25 стихотворений А. С. Пушкина для голоса и фортепиано (1899), op. 57
«Пью за здравие Мери» Исп. Алексей Доронин.
«Если жизнь тебя обманет» Исп. Алексей Доронин
«Всё конечно» Исп. Дарья Пичугина
Епитафия («Не памятник, а диво»). Исп. Алексей Юрковский
Сафо («Счастливий юноша, ты всем меня пленил»). Исп. Алексей Юрковский
«Душа моя Павел». Исп. Алексей Юрковский
«Дружба» («Что дружба»). Исп. Алексей Юрковский
«Не розу Пафосскую». Исп. Алексей Доронин
«Наперсник» («Твоих признаний, жалоб нежных»). Исп. Алексей Доронин
«Нет, не черкешенка она». Исп. Алексей Юрковский
«Ты и вы» («Пустое вы, сердечным ты»). Исп. Алексей Доронин
Песенка («Как за церковью»). Исп. Дарья Пичугина
«Труд» («Миг вожделенный»). Исп. Алексей Юрковский
«Глухие» («Глухой глухого звал»). Исп. Сергей Перминов
«Быть может уж не долго мне». Исп. Алексей Юрковский
«Приятелям» («Враги мои»). Исп. Алексей Юрковский
«Царскосельская статуя» («Урну с водой уронив»). Исп. Дарья Пичугина
Элегия («Безумных лет угасшее веселье»). Исп. Сергей Перминов
«Отрок» («Невод рыбак расстилал»). Исп. Сергей Перминов
«Ангел» («В дверях Эдема»). Исп. Алексей Юрковский
«Воспоминание» («Когда для смертного»). Исп. Алексей Юрковский
«Соловей и кукушка» («В лесах, во мраке ночи»). Исп. Алексей Юрковский
«Туча» («Последняя туча»). Исп. Дарья Пичугина
«Напрасно я бегу». Исп. Сергей Перминов
«Желание» («Медлительно влекутся дни мои»). Исп. Сергей Перминов
Ц.А. Кюи (1835-1918). «Я вас любил» op.3 №3 (1856). Исп. Алексей Юрковский
Б. С. Шереметев (1822-1906). «Я вас любил» (1870). Исп. Георгий Екимов
2 отделение
П. И. Чайковский (1840-1893). «Песнь Земфиры». TH 90 (ок. 1860-64). Исп. Анастасия Джилас
П. И. Чайковский (1840-1893). «Соловей» оp. 60 №4 (1886). Исп. Сослан Кусов
А. Г. Рубинштейн (1829-1894). «Певец» op. 36 №7. Исп. Алина Отяковская
А. Т. Гречанинов (1864-1956). «Узник» op.20 №4 (1899). Исп. Александр Миминошвили
А. К. Глазунов (1865-1936). «Восточный романс» («В крови горит огонь желанья») op.27. Исп. Александр Миминошвили
П. Г. Чесноков (1877 – 1944). «Что в имени тебе моем» op.1 №6. Исп. Алексей Юрковский
Г. П. Базилевский (1887-после 1910). «Русалка». Исп. Юлия Ситникова
К. Голдмарк (1830-1915). «Заклинание» (на немецком). Исп. Юлия Ситникова
Ф. Ницше (1844 - 1900). «Beschworung» («Заклинание»). Исп. Александр Миминошвили
И. М. Коморовский (1824-1857). «Воспоминание» (на польском). Исп. Александр Миминошвили
С. И. Танеев (1856-1915). «Вакхическая песня» (дуэт) op.18 №2 (1900-1905). Исп. Сослан Кусов, Георгий Екимов
С. В. Рахманинов (1873-1943). «Арион» op.34, № 5 (1910-1915). Исп. Сослан Кусов
С. В. Рахманинов (1873-1943). Монолог Пимена из музыки к драме А.С. Пушкина «Борис Годунов» TN 80 (1890–91?). Исп. Сослан Кусов
С. В. Рахманинов (1873-1943). Монолог Бориса Годунова из музыки к драме А.С. Пушкина «Борис Годунов» TN 80 (1890–91?). Исп. Георгий Екимов
С. В. Рахманинов (1873-1943). «Буря» op.34, № 3 (1910-1915). Исп. Юлия Ситникова
С. В. Рахманинов (1873-1943). «Муза» op.34, № 1 (1910-1915). Исп. Анастасия Джилас
С. В. Рахманинов (1873-1943). «Не пой красавица» op.4 №4 (1889-93). Исп. Анастасия Джилас
Продолжительность 2 час 00 минут
Возраст12+
Длительность1 час 50 минут с одним антрактом
РепертуарКонцерт
НаправленностьКонцерт