Пушкинская симфония

Программа в 2-х отделениях

Концертный Пакгауз 

Продолжительность 2 часа


Исполнители:

Сергей Полтавский (виоль д’амур)

Оркестр Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина

Дирижер — Федор Леднев, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска»


Программа концерта:

С.С. Прокофьев (1891-1953). «Египетские ночи», симфоническая сюита (из музыки к спектаклю) op. 61 (1934)  20

Ночь в Египте

Цезарь, сфинкс и Клеопатра

Тревога

Танцы

Антоний

Закат Клеопатры

Roma militaris 


Б.А. Чайковский (1925-1996). «Подросток», симфоническая поэма с солирующей Viole d'amour (под впечатлением от романа Ф. Достоевского) (1984). Солист — Сергей Полтавский

Б.И. Тищенко (1939-2010). «Пушкинская симфония» в трех частях и двадцати двух стихотворениях, соч. 38/125 (1967/1998) 


1 ноября 2025 года в Концертном Пакгаузе в исполнении оркестра Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина под управлением дирижера, лауреата Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Федра Леднева, прозвучит музыка С.С. Прокофьева, Б.И. Тищенко и Б.А. Чайковского, написанная под впечатлением высокой литературы и благодаря искусству театра и кино. Борис Тищенко как-то сказал: «Музыка делится только на две категории — вечная и временная».  

Программа концерта «Пушкинская симфония» состоит из сочинений, без сомнения относящихся к первой из них. 


Русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) к началу 30-х годов ХХ века был известен и популярен в России, Европе, США, как автор опер, балетов, камерной и симфонической музыки. Но только в 1934 году состоялся его дебют в роли театрального композитора. Еще во время эмиграции Прокофьев встретился с руководителем Камерного театра Александром Таировым и получил заказ на музыку к новому спектаклю «Египетские ночи», в основу которого легли пьеса Б. Шоу «Цезарь и Клеопатра», незавершенная повесть А.С. Пушкина «Египетские ночи» и трагедия У. Шекспира «Антоний и Клеопатра». Заинтересовавшись режиссерской концепцией и молодым творчески-смелым театром, композитор согласился принять участие в проекте, будучи уверен, «что присутствие музыки может послужить усилению как лирического, так и драматического впечатления». Надо сказать, что Таиров был по-настоящему музыкален и даже признавался, что когда-то хотел стать дирижером. Он ясно представлял, каким должна быть музыкальная составляющая нового спектакля. Но, полностью доверяя Прокофьеву, режиссер предоставил ему абсолютную свободу в выборе инструментов оркестра, жанров. К концу 1933 года партитура была завершена и отправлена Таирову с подробными авторскими комментариями. В сентябре 1934 года Прокофьев создал симфоническую сюиту «Египетские ночи», фрагменты которой прозвучали по радио за три месяца до премьеры спектакля, познакомив слушателей с деталями будущей постановки. А 14 декабря 1934 года состоялся первый показ «Египетских ночей» Таирова. Постановка шла почти каждую неделю в течение двух лет, отметив 100 спектакль в октябре 1936 года. Популярность среди зрителей не вызывала сомнений. Критические рецензии были весьма противоречивы. Но объединяло тех и других признание «прекрасной музыки Прокофьева».     


«Музыка в фильме не писалась как иллюстративная. Это музыка состояния вот этого вот произведения в моём представлении», — говорил о своей работе над фильмом режиссера Евгения Ташкова «Подросток» по роману Ф.М. Достоевского композитор Борис Александрович Чайковский (1925-1996). Эти слова можно в полной мере отнести ко всему кинотворчеству композитора, написавшего музыку для более чем 30 фильмов, среди которых водевиль «Женитьба Бальзаминова», озорной «Айболит-66», искренний «Гори, гори, моя звезда», политический детектив «Убийство на улице Данте». Фильм «Подросток», вышедший на экраны в 1983 году, стал для Чайковского новой работой с гениальной литературой. Саундрек к фильму — это не портрет героя или пейзаж, на фоне которого происходят события, а возможностью поговорить со зрителями о чувствах человека, находящегося посередине пути от детства в мир взрослых. Через год из музыки к фильму композитор создал симфоническую поэму «Подросток» с подзаголовком «под впечатлением от романа Ф. Достоевского», в которой чередующиеся разножанровые и разнотембровые эпизоды, словно сменяющиеся кадры кинопленки, ведут слушателей от детской открытости и восторженности через юношеские терзания и протесты к мудрости и зрелости. 


Один из крупнейших российских симфонистов ХХ века, ученик Галины Уствольской и Дмитрия Шостаковича, Борис Иванович Тищенко написал большое количество музыки, связанной с поэтическим словом. В центре внимания композитора были Марина Цветаева и Иосиф Бродский, Маяковский и Мандельштам, Шпаликов и Саша Черный, и даже детские стихи Корнея Чуковского. Но, назвав в ряду любимых поэтов Александра Пушкина, композитор в своем творчестве обратился к его наследию всего два раза, написав сопровождение к спектаклю Александринского театра «Борис Годунов» (1999) и к фильму «Гибель Пушкина», снятого в 1967 году. Через тридцать лет после выхода фильма на экраны Тищенко сформировал из его музыки «Пушкинскую симфонию» в 3 частях и 22 стихотворениях, практически не изменив партитуру. Композитор настолько глубоко и точно чувствовал вдохновенный мир пушкинской поэзии, что передал узнаваемый и осязаемый образ Поэта инструментальными красками оркестра, не процитировав ни одного слова.  «Я никогда не писал на стихи Пушкина, у меня нет ни одной ноты, хотя я написал музыку на стихи десятков поэтов, для меня достаточно звучания его стихов», — говорил Борис Тищенко.


Сергей Полтавский, лауреат международных конкурсов

«Музыкант года» по версии газеты «Музыкальное обозрение» (2021)

Окончил оркестровый факультет и аспирантуру (2006/2009 г.г.) Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс заслуженного артиста РФ Р. Г. Балашова).

Как солист и в составе камерных ансамблей участвует в различных фестивалях в России и за рубежом. 

Круг интересов музыканта очень широк: от барочной музыки на виоль д’амуре до Владимира Мартынова, Георгия Пелециса, Сергея Загния, Павла Карманова, Дмитрия Курляндского и Бориса Филановского, сотрудничая с такими коллективами как Bang on a Can, N’‎Caged, ансамбль солистов «Академия старинной музыки», Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) и группа 4’33" Алексея Айги. 

Принимал участие в фестивалях: «Декабрьские вечера», «VivaCello», фестиваль Владимира Мартынова (Москва), «Дягилевские сезоны» (Пермь), «Возвращение», Платоновский фестиваль (Воронеж), «Dni Muzyke» (Montenegro, Herceg Novi), «Novosadsko Muzičko Leto» (Сербия), «Арт-Ноябрь», «Kuressaare Music Festival» (Эстония), фестиваль Элисо Вирсаладзе, Ruhrtriennale (Германия), Bang On a Can Summer Festival (США), Международный фестиваль современной музыки «Конкордия» имени Софии Губайдулиной, где исполнил российскую премьеру сочинения «Two Paths» в Большом зале консерватории.

В качестве солиста выступал с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова, коллективом musicAeterna, камерным ансамблем «Солисты Москвы», Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Государственным академическим камерным оркестром России, ансамблем Questa Musica.

Среди партнёров по камерному ансамблю В. Спиваков, Т. Гринденко, Х. Холлигер, Э. Вирсаладзе, А. Любимов, А. Гориболь, М. Рысанов, П. Нерсесьян, Ю. Рахлин, В. Холоденко, Б. Андрианов, А. Коробейников, Н. Борисоглебский и другие


Возраст12+

Длительность2 часа 00 минут с одним антрактом

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

отзывы (0)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо