Равель. Шостакович. Стравинский.

Равель. Шостакович. Стравинский.   

Концерт в 2-х отделениях

Концертный Пакгауз 27.06.2024 


Продолжительность 2 часа 00 минут


Исполнители:

Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина

Дирижер — Дмитрий Синьковский, лауреат международных конкурсов

Наталия Ляскова (меццо-сопрано), лауреат премии «Нижегородская жемчужина»


Программа концерта:

М. Равель (Maurice Ravel 1875-1937). «Shéhérazade» («Шехеразада») три поэмы для голоса с оркестром на слова Т. Клингзора M 41 (1903) 

«Asie» («Азия»)

«La flute enchantee» («Волшебная флейта»)

«L`indifferent» («Равнодушный»)


Д.Д. Шостакович (1906-1975).  Симфония № 9 Es-dur op. 70 (1945)

Allegro

Moderato

Presto

Largo

Allegretto - Allegro

 

И.Ф. Стравинский (1882-1971). Музыка к балету «Петрушка» K012 (1910-11/1947)



Морис Равель (Maurice Ravel 1875-1937) не избежал модного увлечения Востоком. Во-первых, это были впечатления от Всемирной парижской выставки, где четырнадцатилетний Морис с упоением слушал экзотические мелодии. Во-вторых, — сочно звучащие ориентализмы в русской музыке. Первым его крупным сочинением стала увертюра «Шехеразада», написанная для будущей оперы еще во время учебы в консерватории. По словам композитора: «моя неизданная и незаконченная опера «Шехеразада», в которой очень сильно сказалось влияние русской музыки». 

Сблизившись в конце 80-х годов XIX века с группой «Les Apaches», объединившей молодых писателей, художников, музыкантов, Равель знакомится с поэтом Тристаном Клингзором (псевдоним Леона Леклера). Поэт так вспоминал о том времени: «Мы все были очень увлечены русскими. Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков приводили нас в восторг. Балеты с участием Нижинского, декорации и костюмы Бакста, чудесные исполнения «Шехеразады» Римского-Корсакова под управлением Шарля Ламуре — вот что лишало нас сна. Особенную слабость Равель испытывал к Балакиреву». 

Клингзор-Леклер написал около сотни стихов на тему «1001 ночи». Морис Равель выбрал три из них: «Шехеразада», близкая по духу музыке Дебюсси, относится к 1903 году. В ней я подчинился обаянию Востока, которое еще в детстве глубоко захватило меня».

Французский композитор и музыковед Эмиль Вюйермоз сравнил чередование поэм цикла с меняющимися кинокадрами, что было абсолютным новаторством в годы зарождающегося кинематографа.  «Шехеразада» впервые прозвучала на концерте Национального общества в Парижском Новом театре в Париже 17 мая 1904 года под управлением великолепного пианиста и дирижера Альфреда Корто. Премьера была успешной.  


Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) написал свою Первую симфонию еще в Петроградской консерватории. Его дипломная работа восхитила немецкого дирижера Бруно Вальтера и вскоре прозвучала в Берлине под управлением Маэстро. В конце 30-х годов Шостакович становится профессором Ленинградской консерватории. В дальнейшие планы композитора вмешалась война. Осенью 1941 года в Ленинграде Шостакович работал над легендарной Седьмой симфонией: 3 сентября он завершил 1 часть, 8 сентября немцы сомкнули блокадное кольцо. 14 сентября в Большом зале ленинградской филармонии Дмитрий Шостакович исполнил свои фортепианные прелюдии в программе первого блокадного концерта. В октябре композитор с семьей был эвакуирован на Большую землю. 

В 1943 году Дмитрий Шостакович объявил о начале работы над новым сочинением — Девятой симфонией, обещав создать грандиозное сочинение для оркестра, хора и солистов, подобное Девятой Бетховена. Но когда 3 ноября 1945 года в Ленинграде под управлением Мравинского состоялась премьера Симфонии №9, коллеги и публика были озадачены, а многие и разочарованы. Стремительное оркестровое движение было абсолютно противоположно заявленной два года назад монументальности. Партитура звучала легко, иногда беззаботно, иногда саркастично. И только четвертая часть Largo, исполняемая attacca, погружала слушателей в мрачное раздумье… 

Одни называли Девятую симфонию «радостным вздохом облегчения», другие — «трагедийно-сатирическим памфлетом». Исследователи видят в ней отклик на потерю близкого друга, музыковеда И.И. Соллертинского (1902-1944) и обращение к образам любимого композитора Ивана Ивановича — Густава Малера, писавшего: «как могу я быть счаст¬ливым, если где-то страдает живое существо». Как бы то ни было, Симфония №9 Д. Шостаковича была в 1946 году выдвинута на Сталинскую премию, но её не получила. А когда в 1948 году вышло Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели», Шостакович был обвинен в формализме, и на 10 лет его музыка оказалась под запретом. 


Балет «Петрушка» Игоря Федоровича Стравинского (1882-1971) был написан для «Русских сезонов» в Париже в 1911 году, и на тот момент никто не могу подумать, что герой с неуклюжей пластикой станет символом балетного авангарда. После постановки «Жар-птицы» в 1910 году Стравинский все меньше появляется в России, но национальная тема остаётся для него актуальной. 

Однажды он показал С.П. Дягилеву небольшую пьесу для рояля с оркестром, в которой отразил образ ожившей куклы. Дягилев вдохновился ей и настоял на создании балета «Петрушка». Автором либретто, создателем красочных костюмов и декораций стал А.Н. Бенуа, хореографом - М.М. Фокин.

В отличие от других сочинений Стравинского с «русской темой», в «Петрушке» нет архаичного фольклора, русская песенность показана в стиле лубка: песен «Вдоль по Питерской», «Ах вы, сени», которые стали символом русского мещанского быта первой трети XX века.

Музыка к балету прозвучит во второй редакции (1947).


Возраст12+

Длительность2 часа 00 минут с одним антрактом

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

отзывы (0)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо