Дж. Верди «Риголетто»

Дж. Верди «Риголетто»   

Опера в концертном исполнении

Концертный Пакгауз 

Продолжительность 2 часа

 

Исполнители:

Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина

Дирижер — Дмитрий Синьковский

Солисты:

Герцог Мантуанский — Сергей Кузьмин

Риголетто, его шут — Роман Бурденко (Мариинский театр)

Джильда, дочь Риголетто — Айгуль Хисматуллина ( Мариинский театр)

Спарафучиле, профессиональный убийца — Матвей Пасхальский

Маддалена, его сестра — Карина Хэрунц

Джованна, её служанка — София Схиртладзе

Граф Монтероне — Георгий Екимов

Марулло —Евгений Фан

Борса — Дмитрий Белянский

Граф Чепрано — Вадим Соловьев

Графиня Чепрано — Елена Сизова

Офицер — Евгений Икатов

Паж Герцогини — Анастасия Машковцева

Мужской хор Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина

 

13 июня 2025 года в программе VII Международного фестиваля искусств «Стрелка» в концертном исполнении прозвучит одна из величайших опер Дж. Верди (Giuseppe Fortunino Francesco Verdi 1813-1901) «Rigoletto» / «Риголетто» (1851).

Драма французского писателя-романтика Виктора Гюго (Victor Marie Hugo 1802-1885) «Le roi s’amuse» / «Король забавляется» (1832) вдохновила итальянского композитора Верди на создание музыкально-психологической драмы. Автором либретто стал Ф.М. Пьяве (Francesco Maria Piave 1810-1876), итальянский либреттист и оперный режиссер, постоянный соавтор композитора.

Надо сказать, что взять за основу будущей оперы сюжет «Король забавляется» было для Верди рискованным выбором, ведь первое представление пьесы Гюго в театре «Комеди Франсэз» закончилось скандалом: она была запрещена за «оскорбление нравственности» и революционные настроения. Композитор и либреттист решили проблему, изменив королевство на герцогство, перенеся действие из Франции в Италию и назвав оперу именем шута Риголетто. Цензоры пытались влиять на сюжетную канву сочинения, но Верди был настойчив, пойдя лишь на незначительные уступки.

На создание партитуры композитору потребовалось всего 40 дней. 11 марта 1851 года в венецианском театре Ла Фениче состоялась премьера «Риголетто» Дж. Верди. Успешное первое представление оперы стало началом триумфальной судьбы и постановок по всему миру. «Рголетто» уже прозвучал в Вене, Лондоне, Праге… И лишь Франция была недоступна для него, так как автор литературного первоисточника Виктор Гюго был против столь кардинального вмешательства в свой сюжет. Только в 1857 году, услышав восхитительную музыку Верди, Гюго согласился на знакомство Парижа с оперным шедевром. А Верди, в свою очередь считал сюжет «Риголетто» лучшим из всех, с которыми ему пришлось работать: «Здесь есть сильные ситуации, разнообразие, блеск, пафос. Все события обусловлены легкомысленным и пустым характером герцога; страхи Риголетто, страсть Джильды и пр. создают замечательные драматические эпизоды».

Интересно, что, работая над «Риголетто», Верди очень боялся потерять авторство на свои мелодии и проявлял невероятную осторожность: и одна тема из новой оперы ни разу не прозвучала до премьеры. Но уже на утро после первого спектакля «Сердце красавицы» раздавалось на всех улицах Венеции. Кстати, композитор был против исполнения знаменитой Песенки Герцога в качестве концертного номера, считая, что вне оперного контекста Герцог Мантуанский в ней выглядит скорее жертвой обстоятельств, нежели коварным обольстителем.

На Нижегородской сцене одна из самых исполняемых опер мирового музыкального репертуара была поставлена уже в первом театральном сезоне — в январе 1936 года. За оставшиеся до конца сезона шесть месяцев «Риголетто» прошел 48 раз и остался в репертуаре Нижегородского (Горьковского) театра оперы и балета почти на 20 лет. Позже было еще две постановки оперы.

В программе фестиваля «Стрелка» состоится новая долгожданная встреча роскошными вердиевскими мелодиями.

Партию Риголето исполнит один из ведущих вердиевских баритонов мира, солист Мариинского театра, лауреат международных конкурсов Роман Бурденко. График его выступлений, в который вошли Франция, Италия, Америка, Бельгия, крупнейшие российские театры, расписан до конца 2026 года. «Он нас завораживает и потрясает, он поёт так, что камни плачут», — написало французское интернет-издание Résonances lyriques об исполнении Романом Бурденко партии Риголетто на премьере оперы Верди в Парижской Опере Бастилии.

13 июня у поклонников оперного искусства есть уникальная возможность услышать Риголетто — Романа Бурденко в Нижнем Новгороде на сцене концертного Пакгауза. Партнерами солиста станут блистательная Надежда Павлова в партии Джильды, роскошный Сергей Кузьмин в роли Герцога Мантуанского, солисты оперной труппы и хор Нижегородского театра оперы и балета. Чарующие вердиевские темы исполнит оркестр La Voce Strumentale Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина под руководством дирижера Дмитрия Синьковского.

 

Роман Бурденко (баритон), солист Мариинского театра

Лауреат международных конкурсов

За партию Игоря Святославича в спектакле «Князь Игорь» Новосибирского театра оперы и балета был номинирован на «Золотую маску» (2010). За роль Томского в мариинской постановке «Пиковой дамы» удостоен Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (2015). В 2023 получил Российскую оперную премию Casta Diva в номинации «Певец года»за 2022.

 

Роман Бурденко родился в Барнауле.

Учился в Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки (класс заслуженного артиста РСФСР, профессора В.А. Прудника), затем в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (класс народного артиста РФ В.Б. Ванеева), которую окончил в 2008.

В 2009 проходил обучение по молодежной программе Национальной академии Санта-Чечилия в Риме. Работал в Михайловском театре и Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета.

В 2013 дебютировал в Мариинском театре, исполнив партию Белькоре на премьере спектакля «Любовный напиток». В 2017 вошел в состав оперной труппы.

В качестве приглашенного солиста выступает в Большом театре России, Ла Скала, Парижской опере, Баварской государственной опере, берлинской Комише опер, Немецкой опере в Берлине, Опере Цюриха, Большом театре Женевы, Национальной Рейнской опере (Страсбург), Опере Лилля, копенгагенском Королевском театре, Лирической опере Канзас-Сити и на других площадках, участвовал в Зальцбургском и Глайндборнском фестивалях.

 


Возраст12+

Длительность2 часа 00 минут

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

Действующие лица
Состав исполнителей на 13.06.2025 19:00
Место проведения
Концертный Пакгауз
Цена
от 1000 руб.

* Театр оставляет за собой право замены исполнителей

отзывы (0)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо