Русская фортепианная музыка на исторических инструментах: от Глинки до Скрябина. Второй концерт

Русская фортепианная музыка на исторических инструментах: от Глинки до Скрябина. Второй концерт

Концерт в 2-х отделениях

Концертный зал «Пакгауз» 25.05.2024

Продолжительность 2 часа 10 минут


Концерт проходит в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны».


Солисты:

Алексей Любимов, Народный артист РФ

Сергей Каспров, лауреат международных конкурсов

Екатерина Державина, лауреат международных конкурсов

Владимир Иванов-Ракиевский, лауреат международных конкурсов


В концерте задействованы исторические фортепиано из коллекций Алексея Ставицкого (Музей фортепиано, Рыбинск), Алексея Любимова и «МИРА-центра», Москва-Суздаль: Tischner (Санкт-Петербург, ок. 1830), Wirth (Москва, ок. 1845), Becker (1900).

Реставрация, подготовка, концертное обеспечение: Алексей Ставицкий.


Программа «Русская фортепианная музыка на исторических инструментах: от Глинки до Скрябина» посвящена творчеству представителей русской фортепианной школы XIX-XX веков: как редко исполняемых композиторов, так и классиков русской фортепианной школы.

Ирландец по происхождению, Джон Филд оказал значительное влияние на развитие романтической фортепианной школы в России, где написал свои основные произведения. Среди его учеников – М.И. Глинка, А.Н. Верстовский, А.Л. Гурилев и В.Ф. Одоевский.  В 22 года он решил переехать в Россию, где получил широкую известность как виртуозный исполнитель, композитор и педагог. В его репертуаре присутствует множество произведений, посвященных русской тематике. Среди них – вариации на русскую плясовую тему «Камаринская».

Тема «Камаринской» получила развитие у широкого круга композиторов. Так, М.И. Глинка написал одноименную оркестровую фантазию, которая основана на двух контрастных русских народных темах – свадебной и плясовой. Ее переложение для фортепиано сделал С.М. Ляпунов. Ему была близка тема национального мелоса: Ляпунов был участником первой русской научной фольклорной экспедиции и одним из авторов первой научной публикации русских народных песен.

В. Ф. Одоевский известен, в первую очередь, как писатель-романтик, а также как один из основоположников российского музыкознания, который внес большой вклад в формирование Русского музыкального общества и создание Московской консерватории. Помимо литературы и научных трудов, он посвящал время и сочинению музыки, в которой отразилась его увлеченность фольклором: пьеса «Колыбельная» отражает широту дыхания и напевность, свойственные протяжным русским песням.

Творчество Н.К. Метнера неразрывно связано с интеллектуальной культурой Серебряного века: богатый эмоциональный фон его сочинений заключен в рамки строго продуманной, совершенной формы. Метнер стал создателем нового фортепианного жанра – сказки, прототипом которого можно считать «Фантастические пьесы» Р. Шумана. В 1903 году Метнер впервые публично выступил как композитор, где, наряду с произведениями Баха, Бетховен и Шопена, исполнил свой цикл «Картины-настроения». В нем, как и в сказках, он не иллюстрирует внешнее действие, но рисует образы многогранных внутренних переживаний.

Фортепианный стиль А.Н. Скрябина схож со стилем Метнера по эмоциональному накалу, но содержит в себе иные смыслы. Философия Скрябина стремится освободить чувство от материального и привести его к вселенскому откровению. Жанр прелюдий стал для Скрябина творческой лабораторией, где он апробировал новые идеи. Заключительный цикл прелюдий из опуса 74 считают самым совершенным его творением в этом жанре. Другим значимым жанром среди сочинений Скрябина стала поэма. К первым образцам фортепианных поэм относятся две пьесы из 32 опуса.

Романсовое творчество С.В. Рахманинова по популярности стоит наравне с его крупными симфоническими и фортепианными произведениями. Среди самых известных – шедевральные романсы «Сирень» и «Маргаритки», образцы созерцательной рахманиновской лирики.

М.П. Мусоргский был не только блестящим композитором, но и, по мнению близких к балакиревскому кружку, лучшим его пианистом. Цикл «Картинки с выставки» был написан под впечатлением от посмертной выставки его друга, художника В.А. Гартмана. В цикле композитор как бы приглашает нас пройтись с ним по выставке: десять пьес, каждая из которых посвящена произведениям Гартмана, объединяются начальной темой «Прогулки», когда герой словно переходит от одного образа к другому.


Программа концерта:

М.И. Глинка (1804-1857). Андалузский танец (Las Mollares) для ф-но G-dur CG148 (1855?) 

М.И. Глинка (1804-1857). Тарантелла на русскую тему a-moll для фортепиано CG125 (1843) 

М.И. Глинка (1804-1857). Галопада Es-dur для фортепиано CG 99 (1838-39)

М.И. Глинка (1804-1857). Полька

Дж. Филд (John Field 1782-1837). Рондо «Go to the Devil and Shake Yourself» C-dur H. 3

Дж. Филд (John Field 1782-1837). Ноктюрн № 2 до минор, H. 25    

В.Ф. Одоевский (1803-1869). «Колыбельная»

С.М. Ляпунов (1859-1924). «Камаринская», переложение для фортепиано фантазии на две русские темы М.И. Глинки

Исполняет Владимир Иванов-Ракиевский, фортепиано Tischner и Wirth


Н.К. Метнер (1879-1951). Восемь картин-настроений, op. 1 (1896–1897)

Н.К. Метнер (1879-1951). 3 сказки, op.42 (1921–1924)

Исполняет Екатерина Державина, фортепиано Wirth и Becker


А.Н. Скрябин (1872-1915). 2 поэмы для фортепиано, op. 32 (1903)

А.Н. Скрябин (1872-1915). 5 прелюдий для фортепиано, op. 74 (1914)

Исполняет Алексей Любимов, фортепиано Becker


С.В. Рахманинов (1873-1943). «Сирень» из «12 романсов», op.21/ 5 (1900-1902), транскрипция для фортепиано соло, op.21/ 5a (1913-14)

С.В. Рахманинов (1873-1943). «Маргаритки» из «6 стихотворений» (1916), транскрипция для фортепиано соло op.38, (1922?/1940), № 3a

М.П. Мусоргский (1839-1881). «Картинки с выставки», цикл пьес для фортепиано (1874), MM 59

Исполняет Сергей Каспров, фортепиано Becker



Возраст12+

Длительность2 часа 10 минут с одним антрактом

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

отзывы (1)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо