С.С. Прокофьев. Евгений Онегин
С.С. Прокофьев «Евгений Онегин»
Концертная программа в 1 отделении
Концертный зал «Пакгауз»
Продолжительность 1 час 30 минут
Дирижер — Федор Леднев, лауреат российской национальной театральной премии «Золотая Маска»
Солист — Илья Ткач (баритон), лауреат международных конкурсов.
Солист — Дмитрий Белянский (тенор)
Текст читают:
Онегин — Рустам Абдряхимов (Нижегородский театр драмы им. М. Горького)
Татьяна — Анастасия Орлова (Театр драмы и поэзии «Белый Мост»)
Ленский, князь — Максим Михалёв (Нижегородский театр «КомедIя»)
Чтец — Алина Хакимова (Нижегородский театр драмы им. М. Горького)
С.С. Прокофьев (1891-1953) «Евгений Онегин», музыка к неосуществленному спектаклю Московского камерного театра по роману Пушкина (1936), op. 71
В 1936 году режиссер Александр Таиров предложил Сергею Прокофьеву, только что вернувшемуся из-за границы, написать музыку для спектакля Камерного театра «Евгений Онегин», приуроченного к грядущему 100-летию со дня смерти Пушкина. Режиссер утверждал, что «Сценическое осуществление «Евгения Онегина» в драматическом театре невозможно без значительного участия в нем музыки. Такая постановка явилась бы первой попыткой воплотить роман Пушкина в сценической форме драматически и музыкально». Таиров конечно же был прекрасно знаком с гениальной оперой Чайковского. Музыка Петра Ильича звучала в уже созданных спектаклях Камерного театра. Но в работе над «Онегиным» Таиров хотел освободиться от влияния незабываемых мелодий Чайковского и пригласил Прокофьева, с которым ранее работал над постановкой «Египетские ночи». Композитор принял предложение, тем более, что «Онегин» был одной из его настольных книг.
При первом знакомстве композитору не понравилась инсценировка Сигизмунда Кржижановского. Но постепенно идея увлекла его. «В пьесе «Евгений Онегин», инсценированной С.Д. Кржижановским, подчеркнуты главным образом те моменты пушкинского романа, которые не вошли в оперу Чайковского. Думаю, что будет необычайно любопытно увидеть на сцене Ленского, оживленно спорящего за бутылкой аи с Онегиным, Татьяну, навещающую его отцовский дом, или Онегина «на брегах Невы», — из интервью Прокофьева газете «Вечерняя Москва» 22 июня 1936 года.
Не дожидаясь окончательного варианта пьесы Кржижановского, композитор начал работу над собственным музыкально-драматическим сочинением. Но были и опасения: «Лично я ставлю своей целью как можно ближе держаться поэтического оригинала, как можно глубже проникнуть в истинный дух Пушкина. Задача написать музыку к «Евгению Онегину» необычайно заманчива и в то же время неблагодарна. Как бы хорошо эта задача мне ни удалась, слишком уж любит наш слушатель замечательную музыку Чайковского, слишком трудно будет ему отказаться от любимых музыкальных образов».
В «Евгении Онегине» Прокофьева соблюдены все законы драматического театра. Музыка, сопровождающая актерские мизансцены, деликатно поддерживает произносимый ими текст. Вместе с тем, в готовящемся спектакле должны были звучать и сольные оркестровые фрагменты — лейтмотивы главных героев, танцевальные номера, драматические музыкальные эпизоды, усиливающие напряжение событий спектакля, вокализы и даже канцонетта Онегина на французском.
Репетициям «Евгения Онегина» не суждено было начаться. После постановки в Камерном театре оперы-фарса А.П. Бородина «Богатыри» в 1936 году и фразы ушедшего после первого акта председателя Совнаркома В. М. Молотова: «Безобразие! Богатыри ведь были замечательные люди», было получено распоряжение Комитета по делам искусств о прекращении работы над «Евгением Онегиным».
«Музыка моя лежала долгое время на полке, а затем стала постепенно рассасываться в другие сочинения», — писал Прокофьев. Не надеясь, на исполнение партитуры целиком, композитор включил отдельные фрагменты «Онегина» в оперу «Война и мир», а одну из тем Татьяны — в Седьмую симфонию.
Возраст12+
Длительность1 час 30 минут
РепертуарКонцерт
НаправленностьКонцерт
С.С. Прокофьев