С.В. Рахманинов «Франческа да Римини», «Утес»
Дирижер — Иван Великанов
2023 год объявлен в России «Годом Рахманинова». Симфонии и романсы, фортепианные сочинения и оперы продолжают восхищать поклонников русской музыки.
«Очень трудно анализировать источник, вдохновляющий творчество. Так много факторов действуют здесь сообща. И, конечно, любовь, любовь — никогда не ослабевающий источник вдохновения. Она вдохновляет как ничто другое. Любить — значит соединить воедино счастье и силу ума». С.В. Рахманинов.
«Утес» симфоническая фантазия op. 7 (1893)
Успех оперы «Алеко», дипломной работы, поставленной на сцене Большого театра и прекрасно принятой критиками и публикой, вдохновил двадцатилетнего Сергея Рахманинова на продолжение композиторского творчества. Одним из следующих сочинений стала оркестровая фантазия «Утес». «Фантазия эта написана под впечатлением стихотворения Лермонтова «Утес», — так написал Рахманинов на партитуре. И, конечно же, эпиграфом стали первые строки стихотворения: «Ночевала тучка золотая На груди утеса великана».
Почему именно «Утес»? На эти романтические стихи М. Ю. Лермонтова уже были написаны романсы и Римским-Корсаковым, и Даргомыжским, и Балакиревым, и Чайковским. Рахманинов создал симфоническую фантазию, где элегические строки наполнились страстью, граничащей с отчаянием. Дело в том, что молодой композитор был влюблен в Веру Скалон, дочь генерала Д. А. Скалона. Главе семейства не по душе был не имеющий состояния и постоянной работы композитор. Увлечение Рахманинова закончилось разлукой и трагическими интонациями симфонической фантазии.
Осенью 1893 года в гостях у С. И. Танеева состоялось первое исполнение «Утеса» автором в присутствии специально приглашенного для этого события П. И. Чайковского. Именитому композитору понравилось новое сочинение, и он решил исполнить фантазию на одном из концертов Петербурге, но не успел… Первое исполнение «Утеса» состоялось 20 марта 1894 года под управлением Василия Сафонова в симфоническом собрании Московского отделения Русского Музыкального Общества.
Кстати, позже, осенью 1898 года в Ялте Рахманинов познакомился с Антоном Павловичем Чеховым. Через три дня писатель через сестру Марию Павловну передает Рахманинову свои рассказы «Мужики» и «Моя жизнь». Композитор отправляет Чехову свою фантазию «Утес» ор 7, сделав на ней дарственную надпись: «Дорогому и глубокоуважаемому Антону Павловичу Чехову, автору рассказа «На пути», содержание которого с тем же эпиграфом служило программой этому музыкальному сочинению. 9 ноября 1898».
«Франческа да Римини»
Опера в двух картинах с прологом и эпилогом — концертное исполнение
Либретто М.И. Чайковского на сюжет V песни «Ада» из «Божественной комедии» Данте
В год 150-летия со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова Нижегородский театр оперы и балета имени А. С. Пушкина представляет все оперы композитора. В апреле прозвучала первая опера «Алеко». В мае наступила очередь пушкинской Маленькой трагедии «Скупой рыцарь». В июне, замыкающем 88 театральный сезон, на встречу со зрителем выходит «Франческа да Римини» — история любви Паоло и Франчески.
«Божественная комедия» Данте Алигьери, фрагмент которой лег в основу либретто оперы, завораживала величайших художников. В XIV веке Джованни Бокаччо писал исследования и читал лекции по творению Данте. В XIX веке Оноре де Бальзак создал «Человеческую комедию» — цикл, в котором Данте становится героем романа «Изгнанники». Кантиками Данте вдохновлены фрески Рафаэля, картины Делакруа, иллюстрации Ботичелли, Доре, Дали… Венгерский композитор Ференц Лист пишет симфонию «Данте» и «Сонату-фантазию по прочтении Данте».
Огромный интерес был к «Божественной комедии» и в России. Александр Пушкин считает, что в ней «Есть высшая смелость: смелость изобретения, создания, где план обширный объемлется творческой мыслью…». Русские композиторы создают произведения на сюжет литературного памятника, единодушно отдав предпочтение судьбам Франчески да Римини и Паоло. Чайковский пишет симфоническую фантазию, Э. Направник — оперу по трагедии английского драматурга С. Филиппса, Рахманинов — одноактную оперу.
Еще в 1898 году Сергей Рахманинов получил от Модеста Ильича Чайковского либретто оперы «Франческа да Римини». Историки считают, что оно первоначально предназначалось для К. А. Лядова или Н. А. Римского-Корсакова, но не заинтересовало именитых композиторов. Молодого Рахманинова тема «Божественной комедии» увлекла настолько, что приехав в Италию в 1900 году, он сочинил любовный дуэт Паоло и Франчески. В 1904 году, став дирижером Большого театра, Сергей Васильевич возвращается к работе над оперой и 3 августа отправляет Модесту Чайковскому письмо с просьбой о доработке либретто: «Многоуважаемый Модест Ильич! Обращаюсь к Вам с просьбой. Хочу просить Вас переделать для меня Ваше либретто «Франчески». С переделками либретто представляется мне так:
1. Пролог и эпилог остаются без изменений.
2. Первые две картины вычеркиваются.
3. Последние две картины остаются, но со следующими изменениями…».
Далее следовал подробный и довольно продолжительный перечень правок, о которых просил композитор. Из крупного полотна опера превратилась в одноактную — излюбленный формат Рахманинова. Осенью 1904 года клавир «Франчески да Римини» был завершен. Летом 1905 года опера была оркестрована.
Премьера двух опер Рахманинова «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини» состоялась в один вечер 11 января 1906 г. в Москве в Большом театре и прошла с большим успехом.
Действующие лица и исполнители:
Данте (тенор) — Дмитрий Белянский
Ланчотто Малатеста, властитель Римини (баритон) — Владислав Бирюков
Франческа, его жена (сопрано) — Алина Отяковская
Паоло - Хачатур Бадалян
Тень Вергилия (бас) — Георгий Екимов
Хор и оркестр Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина
Краткое содержание.
Действие происходит в аду и в Италии XIII века.
Пролог. Первый круг ада. Около уступов, ведущих в бездну, останавливаются в нерешительности тень Вергилия и Дант. Нужно собраться с силами, чтобы спуститься туда, «где свет немеет», где
вечный вихрь, в стремленье неустанном,
Влечет с собою страждущие души,
Он корчит их, терзает их и бьет ...
Стоны, крики отчаяния и вопли возвещают о приближении призраков, среди которых обращают на себя внимание две легкие неразлучные тени.
Взволнованный скорбным зрелищем, Дант просит их поведать свою историю. Франческа и Паоло начинают рассказ.
Картина первая. Храбрый воин, защитник папского престола Ланчотто Малатеста, получив благословение кардинала, приказывает свите готовиться к походу. Но предстоящие сражения больше не волнуют ему кровь, все его мысли — о жене Франческе. Ревность мучает Ланчотто. Когда-то, задумав жениться, немолодой и безобразный Ланчотто послал к Франческе вместо себя своего юного брата — красавца Паоло. Думая, что Паоло и есть ее будущий супруг, Франческа полюбила его. Жестокий обман раскрылся с приездом Франчески во дворец Малатесты в Римини. Чтобы убедиться в том, что и теперь Франческа продолжает любить красивого, нежного Паоло, Ланчотто замышляет коварный план. Снова кроткую Франческу ждут «лукавые сети».
Входит Франческа. Она, как всегда, покорна и холодна. Никакие самые горячие признания Ланчотто не трогают ее сердца. Ланчотто говорит, что, уезжая, оставляет ее под защитой брата. В ответ Франческа задает всего один вопрос: «Когда вернется мой супруг?» — «Когда падут враги — не раньше... ».
Оставшись один, Ланчотто добавляет: «Когда вернусь? Узнаешь скоро!.. ».
Картина вторая. Вечером в одной из комнат дворца Паоло читает Франческе книгу. Чтение несколько раз прерывается. Паоло слишком взволнован присутствием Франчески, а также содержанием книги. Ведь в ней рассказывается о любви рыцаря Ланселота к прекрасной даме. Паоло больше не в силах бороться со своим чувством. С рыданием падает он к ногам Франчески. Утешая Паоло, она говорит ему о вечном блаженстве, которое их ждет на небесах. Но Паоло готов за миг земной любви отдать все блага рая. Его страстность покоряет Франческу. И ей не страшен ад с его мучениями. Ради счастья любви она готова на все, лишь бы никогда не разлучаться с Паоло.
Внезапно появившийся Ланчотто заносит кинжал над обоими. Крики Франчески и Паоло сливаются с отдаленными криками страждущих в аду.
Эпилог. Снова ад. «О! В этот день мы больше не читали!!» — заканчивают свой горький рассказ призраки Паоло и Франчески. Потрясенный Дант в изнеможении падает.
Уважаемые зрители! Обращаем ваше внимание на то, что панорамный вид на город будет закрыт во время данного концерта.
Продолжительность концерта 1 час 30 минут
Рекомендуемый возраст с 12-ти лет
Возраст12+
Длительность1 час 30 минут
РепертуарКонцерт
НаправленностьКонцерт