Шнитке в Горьком — реконструкция исторической премьеры

«Шнитке в Горьком — реконструкция исторической премьеры» 

Концерт в 2-х отделениях

Нижегородский театр оперы и балета имени А.С. Пушкина  


Й. Гайдн (Franz Joseph Haydn 1732–1809). Симфония № 45 fis-moll «Прощальная» («Abschied»), Hob I: 45 (1772)

Allegro assai

Adagio

Menuet. Allegretto – Trio

Finale. Presto – Adagio


А.Г. Шнитке (1934–1998). Симфония № 1, op. 78 (1969–1972) 

Sanza Tempo. Moderato

Allegretto

Lento

Lento. Allegro

Исполнители:

Российский национальный молодёжный симфонический оркестр

Дирижер — Федор Леднев, лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска»
Ведущая концерта – Анна Фефелова, кандидат искусствоведения

Концерт проходит при поддержке Союза композиторов России и Минкультуры России

9 февраля 1974 года в городе Горьком (так тогда назывался Нижний Новгород) под управлением Г. Н. Рождественского состоялась мировая премьера Первой симфонии А. Г. Шнитке. По желанию композитора в программу вошла симфония Й. Гайдна №45 «Прощальная», фрагменты из которой он включил в свое сочинение.  Симфонии композиторов разделяет ровно два века. Они отличны по стилю, но схожи по масштабу влияния на творчество поколений. Гайдн и Шнитке во многом задали вектор развития музыкального искусства, выйдя за рамки традиций своего времени. 

Этот концерт, инициированный Союзом композиторов России, — историческая реконструкция события, произошедшего 50 лет назад. События, повлиявшего на российскую музыку сегодняшнего дня с ее творческими поисками и неординарными композиторскими решениями.


О создании Симфонии № 45 венского классика Й. Гайдна (Franz Joseph Haydn 1732–1809) есть много историй — прагматичных, забавных, трагических. Она не очень похожа на классический сонатно-симфонический стиль, довольно прочно вошедший в творчество композиторов XVIII века. «Прощальная» написана в непривычной для того времени тональности fis-moll. Необычен тональный план сочинения. А заявленная в первой части экспрессия «бури и натиска» завершается печальным Adagio, где музыканты покидают свои места, а музыка тает, как сгоревшая свеча. Современники композитора считали, что таким гениальным способом Гайдн напомнил своему хозяину князю Эстергази о правах музыкантов капеллы, которой руководил. Романтики назвали симфонию «Прощальной» или «Симфония при свечах», услышав в ней расставание с жизнью. Исследователи XXI века называют симфонию № 45 «музыкальным театром».


Прошло два века, и в 1974 году в Горьком музыканты выбегали на сцену по одному и группами, присоединяясь к общему звучанию оркестра. Это была премьера симфонии № 1 А. Г. Шнитке (1934–1998) в исполнении оркестра Горьковской филармонии под управлением Геннадия Рождественского, которому композитор ее посвятил. Симфония написана в 1972 году и определена автором как «симфония-антисимфония». Диссонансы и почти классическое скерцо, джазовая импровизация и цитаты гениальных композиторов, киномузыка Шнитке и архаика колокольного звона вместились в первый симфонический опыт композитора. И снова началась бурная полемика о низвержении и сохранении традиций от неприятия до восхищения. Вот как вспоминает об этом событии Геннадий Рождественский: «…первую симфонию… я сыграл в городе Горьком (ныне — Нижнем Новгороде), поскольку руководители филармоний Москвы и Ленинграда тогда отказались это сделать. Вот поехали мы в Горький, где с местным оркестром сыграли эту симфонию. Там был ажиотаж совершенно невероятный... Туда люди приезжали из Москвы на автомобилях на репетиции и на концерты. А когда состоялось исполнение, появились две рецензии. Одна — панегирическая, вторая — ругательная. Одна — что перед нами гений, другая — что его посадить бы не мешало».

Надо сказать, что несмотря на нашумевшую премьеру, имя Альфреда Шнитке редко появлялось в афишах и анонсах. А его Первая симфония была сыграна в Москве только в 1986 году. Кстати, в ней музыканты тоже уходят под музыку «Прощальной» Гайдна, но непременно возвращаются…  «Многое изменилось за эти годы. Музыка Шнитке обрела всемирную известность, исполнения его сочинений собирают огромную аудиторию… В музыке Шнитке мы услышали свой голос, голос нашего времени, голос жизни, доставшейся на нашу долю — трагической и прекрасной, пошло-обыденной и высокой…», — считает российский музыковед и историк музыки Светлана Савенко.  


Российский национальный молодежный симфонический оркестр  

Создан в сентябре 2018 года по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина и развивается в рамках национального проекта «Культура», как крупнейший молодежный проект. В составе оркестра – более 120 исполнителей из 42 регионов России. 

РНМСО проводит более 40 концертов в год в разных городах страны — от Владивостока до Пскова, от Ростова-на-Дону до Салехарда. Летом 2021 года оркестр дебютировал в крупнейших европейских залах, выступив в Золотом зале венского Музикферайна и на фестивале в Люцерне.

Концерты РНМСО проходили на сценах Московской филармонии, в Большом зале Московской консерватории, Большом и Малом залах Государственного Кремлевского дворца, концертном зале «Мариинский-2». Оркестр принимал участие в фестивалях «Звезды белых ночей» Мариинского театра, «Звезды на Байкале», «Рахманиновские дни», «Русская зима», Транссибирский Арт-фестиваль.

В репертуаре РНМСО сочинения Бетховена, Берлиоза, Вебера, Брамса, Дворжака, Чайковского, Рахманинова, Малера, Шостаковича, Локшина, Тертеряна, Моцарта, Глинки, Шумана, Вагнера, Рихарда Штрауса, Стравинского, Айвза, Респиги, Пярта, Тарнопольского, Сысоева, Райха, Лигети, Штауда, Видмана, Адамса, крупнейших мастеров эпохи барокко. 

Федор Леднев (дирижер)
Лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска» 

Окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова по специальностям «Хоровое дирижирование» (1995) и «Оперно-симфоническое дирижирование» (1998). С 1995 года преподает в Санкт-Петербургском музыкальном колледже имени Н.А. Римского-Корсакова.

Как приглашенный дирижер сотрудничал с ведущими оркестрами России, в том числе с Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е.Ф. Светланова, Российским национальным оркестром, Российским национальным молодежным симфоническим оркестром, Академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, хором и оркестром musicAeterna и другими. С 2019 года — дирижер musicAeterna.

С 2022 года — дирижер Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина.

Исполняет современную академическую музыку. Постоянный дирижер ансамбля современной музыки eNsemble (Санкт-Петербург) и Московского Ансамбля Современной Музыки. Выступает со Студией новой музыки, с ГАМ-ансамблем (Москва), KNM (Германия), Phoenix (Швейцария). Участвовал в первом исполнении более 200 сочинений российских и зарубежных композиторов.

Анна Фефелова - кандидат искусствоведения.

Заведовала литературной частью Новосибирского театра оперы и балета, пермского «Театра-Театра», работала штатным лектором-искусствоведом Пермского театра оперы и балета. Руководитель и автор образовательной программы Дягилевского фестиваля искусств с момента ее создания. Сотрудничает с musicAeterna с 2005 года как редактор, лектор, автор текстов, исследователь, куратор. В 2019–2023 создавала просветительские программы для петербургского Дома Радио, в том числе автор проекта «Распев», куратор библиотеки имени Д. Хармса и фонотеки имени Э. Берлинера. С 2021 года в качестве куратора просветительских проектов musicAeterna работает над программой поддержки молодых музыкантов musicAeterna youth, творческими резиденциями в Москве и Красноярске, а также над проектами «Что я слышу?», «Лаборатория современного зрителя», «Музыкальное измерение». Ведет авторский подкаст «Можно выйти» о музыкальном образовании по любви.

Возраст12+

Длительность2 часа 00 минут с одним антрактом

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

отзывы (0)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо