Вайнберг. Шостакович. Чайковский

Концерт проходит в рамках программы Министерства культуры Российской Федерации «Всероссийские филармонические сезоны»



Дирижер — Дмитрий Синьковский 

Фортепиано Анна Цыбулёва

Оркестр La Voce Strumentale  


Солисты:

Анна Цыбулёва (фортепиано)

Денис Фокин (труба)

Никита Истомин (труба) 


Моисей Вайнберг — композитор, родившийся в Польше и бежавший от ужасов нацизма в 1939 году в Советский Союз. «Один из самых выдающихся композиторов современности», — говорил о нем Дмитрий Шостакович. В судьбу Вайнберга вмешались Вторая мировая и Великая Отечественная войны, сталинские репрессии. Но несмотря на испытания, любовь к Человеку — композитор сохранил на всю жизнь, сделав Любовь основной темой своего творчества. 

Вайнберг писал оперы, театральную и киномузыку, симфонические и камерные произведения. В 60-е-70-е годы XX века он был одним из самых исполняемых советских авторов. К нему обращались режиссеры театра и кино. Его произведения звучали в концертах в исполнении Э. Гилельса, Д. Ойстраха, М. Ростроповича, Л. Когана, Квартета им. Бородина и оркестров под управлением выдающихся дирижёров. Одним из главных интерпретаторов музыки Вайнберга был выдающийся альтист и дирижер, основатель Московского камерного оркестра Рудольф Баршай.  Именно ему композитор в 1960 году посвятил Симфониетту №2 для струнного оркестра и литавр.


М. Вайнберг (1919–1996) Симфониетта № 2 для струнного оркестра и литавр (1960), op. 74 

Allegro

Allegretto

Adagio

Andantino


«Я хочу отвоевать законное право на смех в так называемой «серьезной» музыке. Когда слушатель громко смеется в моем симфоническом концерте, меня это нисколько не шокирует, напротив — радует», — говорил Дмитрий Шостакович. В 1933 году он написал первый фортепианный концерт, который полностью соответствует этому утверждению. Российский музыковед Левон Акопян назвал концерт «одним из самых «центонных» (состоящим из цитат) произведений Шостаковича». Композитор собрал в Концерте известнейшие цитаты из классической музыки (фортепианная соната Гайдна D-dur, «Аппассионата» и «Ярость по потерянному грошу» Бетховена), собственных сочинений, популярной музыки, уличных песенок. Именно такой эклектичной, противоречащей самой себе была атмосфера Ленинграда 20-х- начала 30-х годов. Это стало одной из причин успеха первого концерта молодого автора и бурных споров по его поводу.  Кстати, изначально концерт задумывался для солирующей трубы. Возможно на это решение повлияло знакомство с признанным мастером духовой музыки Паулем Хиндемитом, партитуру «Kammermusik» № 2, которого видел Шостакович. Но в итоге главную роль получило фортепиано, труба же стала достойным партнером, исполняющим сольные фрагменты. Премьера Концерта для фортепиано с оркестром №1 Дмитрия Шостаковича состоялась 15 октября 1933 года в Большом зале Ленинградской филармонии в исполнении Ленинградского филармонического оркестра под управлением Фрица Штидри. Партию трубы исполнил Александр Шмидт, для которого она была написана. Первым исполнителем партии фортепиано стал сам автор. 

Д. Д. Шостакович (1906-1975) Концерт для фортепиано с оркестром № 1 c-moll соч. 35 (1933)

Allegro moderato

Lento

Moderato

Allegro con brio


В 1888 году Петр Ильич Чайковский переживает очередной кризис и готовится к тому, что «когда-нибудь неизбежно я должен состариться и исписаться, и гораздо лучше, если я это осознаю вовремя и брошу, чем если буду наводнять музыкальный рынок бесцветными посредственными творениями». (27 июня 1888 года к В. Э. Направнику). После триумфальной премьеры 4 симфонии прошло 10 лет. Созданы «Евгений Онегин» и «Лебединое озеро», «Франческа да Римини» и скрипичный концерт…

Но вот в мае Чайковский делится с Великим Князем Константином Константиновичем своим намерением написать симфонию. Снова, как и в Четвертой симфонии, главной стала тема противостояния Рока и Человека.  В записной книжке Чайковского есть фрагмент «Программа I части симфонии», датированный 1887-88 г.г.: «Интродукция. Полнейшее преклонение перед судьбой, или, что то же, перед неисповедимым предначертанием Провидения. Allegro I) Ропот, сомнения, жалобы, упреки к Х.Х.Х. II) Не броситься ли в объятия веры???».

Работа над музыкой нового сочинения давалась непросто. Огромная усталость и неуверенность в себе мешали композитору насладиться творческим вдохновением. 

Симфония №5 была завершена и оркестрована 14 августа 1888 года. Композитор посвятил её основателю и руководителю Гамбургского Филармонического общества Иоганну Теодору Фридриху Аве-Лаллеману, видному музыканту и музыкальному общественному деятелю, организовавшему ранее его гастроли. 5 ноября 1888 года в концерте Филармонического общества в Петербурге Петр Ильич Чайковский дирижировал премьерой симфонии. Публика была в восторге… Критика не приняла новое сочинение знаменитого композитора, написав, что симфония безыдейна, рутинна и слушается с трудом: «Судьба истинно гениальных художников везде и всегда одинакова: их оценивают не сразу и нескоро. Обыденный талант — общедоступен и быстро достигает славы. Но что останется от него потомкам? У г. Чайковского очень мало долговечного и даже в его симфонических произведениях, не говоря уже об операх и романсах, которыми он совершенно напрасно истощал свои силы». Такие отзывы заставили Чайковского в очередной раз сомневаться в своих силах. «Сыграв мою новую симфонию два раза в Петербурге и раз в Праге, я пришел к убеждению, что симфония эта неудачна. Есть в ней что-то такое отталкивающее; какой-то излишек пестроты и неискренность, деланность, и публика инстинктивно сознает это. Мне было очень ясно, что овации, коих я был предметом, относились к моей предыдущей деятельности, а самая симфония не способна нравиться. Сознание всего этого причиняет мне острое, мучительное чувство недовольства самим собой. Неужели я уже, как говорится, исписался и теперь могу только повторяться и подделываться под прежнюю манеру?», — писал композитор Н.Ф. фон Мекк в декабре 1888 года.  

В марте 1889 года Пятая симфония под управлением автора прозвучала в Гамбургских концертах. На сей раз исполнение Симфонии №5 П.И. Чайковского завершилось триумфом. Немецкий музыкальный критик Йозеф Зиттард причислил её к «значительнейшим музыкальным явлениям последнего времени». А Чайковский написал В. Л. Давыдову 5 марта 1889 года из Ганновера: «состоялся гамбургский концерт, и я опять принужден прихвастнуть большим успехом. Пятая симфония была исполнена великолепно, и я снова начал любить ее…». 

Человек оказался сильнее Рока, снова поднявшись на пьедестал!

   

П.И. Чайковский Симфония №5 e-moll оp.64 (1888)  

Andante — Allegro con anima

Andante cantabile con alcuna licenza

Valse. Allegro moderato

Finale. Andante maestoso – Allegro vivace


Исполнители:

Анна Цыбулёва (фортепиано)

Лауреат Международных конкурсов пианистов (г. Мурманск 2002), имени Наседкина (г. Ярославль), SEILER (г. Китцинген, Германия 2003), в г. Ибла (Италия 2011), имени Эмиля Гилельса (г. Одесса, Украина 2012), в г. Хамамацу (Японии 2012), в г. Лидс (Великобритания 2015)

Родилась в посёлке Нижний Архыз в Карачаево-Черкесской республике. Окончила Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского и аспирантуру МГК имени П.И. Чайковского (класс профессора Л.В. Рощиной), получив звание «Лучший выпускник года-2014». Продолжила совершенствовать свое мастерство в Базельской академии музыки (Швейцария) у профессора Клаудио Мартинеса Менера.

В 2015г. одержала победу на престижном конкурсе пианистов в Лидсе (Великобритания), став второй в истории конкурса женщиной, получившей главную награду. 

Активно концертирует по всему миру с сольными программами и выступает с оркестрами, покоряя такие прославленные залы, как Уигмор-Холл в Лондоне, Тонхалле в Цюрихе, Концертгебау в Амстердаме, Шанхайский центр восточного искусства и многие другие. Сотрудничает со всемирно известными коллективами, в числе которых: HR-Sinfonieorchester Frankfurt, Симфонический оркестр Базеля, оркестр Мариинского театра, Национальный филармонический оркестр России, Токийский филармонический оркестр, Сингапурский симфонический оркестр, оркестр Халле, Оксфордский филармонический оркестр, Королевский ливерпульский филармонический оркестр. Исполняет программы с такими дирижерами, как Даррелл Энг, сэр Марк Элдер, Михал Нестерович, Владимир Спиваков, Юрий Темирканов, Джошуа Вайлерштейн и другими.

Выпустив несколько сольных альбомов, подписала в 2019г. эксклюзивный контракт с британским звукозаписывающим лейблом Signum Classics и записала для него Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Брамса в сопровождении Немецкого симфонического оркестра Берлина.

В 2019г. вошла в состав жюри Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик».

Благодаря «динамичности, размаху и искренности в общении со слушателем», по словам International Piano Magazine, Анна Цыбулева является одним из лучших музыкантов своего поколения, «которой суждено стать мировой звездой фортепианного искусства». (APE Musicale, Италия).

С 2021г. является Артисткой Yamaha.


Денис Фокин (труба), лауреат международного конкурса

Обучался в Средней специальной музыкальной школе-лицее при Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. В 2020г. окончил Санкт-Петербургскую государственную консерваторию им Н.А. Римского-Корсакова, класс доцента Б. Ф. Табуреткина.

Участвовал в мастер-классах известных педагогов, среди них: С. Накаряков, Э. Абье, А. Визутти, А. Иков.

В 2013-2022г.г. работал солистом сцено-духового оркестра Мариинского театра, артистом оркестра театра «Санктъ-Петербургъ Опера».

Участвовал во многих постановках Михайловского театра (как приглашенный артист), в концертах медного духового ансамбля «Брасс-десятка Мариинского театра», оркестра «Петербург-Концерт», в проектах оркестра «1703».

С 2022г. — солист оркестра La Voce Strumentale.


Никита Истомин (труба), лауреат всероссийских и международных конкурсов

Родился на Урале, начал заниматься на трубе под руководством отца. Занимался у профессора Саратовской консерватории Анатолия Дмитриевича Селянина, принимал участие в мастер-классах Тимофея Александровича Докшицера. 

1997-2001г. учился в академии музыки в Гётеборге (Швеция) у профессора Бенгта Еклунда. 

В 2001 поступил в консерваторию «Ханнс Ейслер» в Берлине к профессору Виллиаму Форману. Закончил у него же аспирантуру в 2008.

 2005г. — практикант в Берлинском Симфоническом Оркестре. 

В том же году выиграл конкурс в молодежный оркестр имени Густава Малера, в котором играл 4 года под управлением таких дирижёров, как Клаудио Аббадо, Саймон Рэттл, Иван Фишер, Кристиан Тилеманн и других. 

С 2008г. — солист оркестра кинематографии г. Бабельсберг.

С 2013г. — солист оркестра Мариинского театра. 

С 2022г. — солист оркестра La Voce Strumentale


Дмитрий Синьковский, дирижер, лауреат международных конкурсов

Окончил оркестровый факультет Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и аспирантуру факультета исторического и современного исполнительского искусства консерватории. 

В 2011г. основал ансамбль старинных инструментов La Voce Strumentale. 

В 2012–2015г.г. — приглашенный дирижер и солист оркестра Il Complesso barocco. 

Брал уроки вокала (контратенор) у М. Чанса, Я. Иваниловой и М. Давалуи. 

Выступает с ансамблями и оркестрами: Il Giardino Armonico, Accademia Bizantina, Concerto Köln (Германия), B`Rock (Бельгия), Helsinki Baroque Orchestra (Финляндия), Arion Baroque Orchestra (Канада), Orquesta Barroca de Sevilla, Orquesta Nacional de España (Испания), Armonia Atenea (Греция),Seattle Symphony (США) и Dubrovnik Symphony orchestra (Хорватия).

Тесно сотрудничает с французским лейблом звукозаписи Naïve. 

С 2022г. — главный дирижер Нижегородского оперы и балета имени А.С. Пушкина. Осуществил премьерные постановки опер «Орфей и Эвридика» Глюка, «Пиковая дама» Чайковского (перенос из Большого театра России), «Кармен» Бизе, новую сценическую редакцию опер «Травиата» Верди, «Евгений Онегин» Чайковского, «Севильский цирюльник» Россини, дирижер концертных программ, проводимых в зале «Пакгаузы на Стрелке».


Оркестр La Voce Strumentale

Оркестр создан в Нижнем Новгороде в марте 2022 г. и является одним из самых профессиональных, молодых и быстроразвивающихся музыкальных коллективов России.

В состав оркестра LVS вошли молодые музыканты, имеющие опыт работы в ведущих российских оркестрах и музыкальных театрах. Многие из них — известные солисты, лауреаты международных конкурсов. 

С 2022г. оркестр принял участие в спектаклях Нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Чайковского, «Травиата» Верди, «Севильский цирюльник» Россини, «Алеко» Рахманинова, «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, «Свадьба Фигаро» Моцарта, балете «Пер Гюнт» на музыку Грига, премьерах опер «Орфей и Эвридика» Глюка, «Пиковая дама» Чайковского, «Кармен» Бизе. 

Состоялись выступления коллектива на Международном музыкальном фестивале классической музыки Tongyeong Festiva (Южная Корея), на Московском биеннале современного искусства в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу (г. Москва), на фестивале «Дни пушкинской поэзии и русской культуры» в Михайловском, на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, на Международном фестивале искусств «Стрелка» в Нижнем Новгороде, на Международном фестивале искусств «Шостакович. ХХ век.» в г. Самаре и Тольятти, в Берлинской филармонии (Германия).





Возраст12+

Длительность1 часа 40 минут

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

отзывы (0)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо