Шостакович. Вайнберг. Штраус.

Шостакович. Вайнберг. Штраус.

Концерт в 2-х отделениях
Концертный Пакгауз


М.С. Вайнберг (1919-1996). Концерт для трубы с оркестром op. 94 (1967)

Этюды
Эпизоды
Фанфары


Р. Штраус (Richard Strauss 1864-1949). 4 последних песни для сопрано с оркестром TrV296 (1948)

«Frühling» / «Весна» на ст. Г. Гессе (Посв. Dr. Willi Schuh und Frau)

«September» / «Сентябрь» наст. Г. Гессе (Посв. Mr. & Mme Seery)

«Beim Schlafengehen» / «Отходя ко сну» наст. Г. Гессе (Посв. Herrn und Frau Dr. Adolf Jöhr)

«Im Abendrot» / «На закате» на ст. Й. фон Эйхендорф (Посв. Dr. Ernst Roth) 


Д.Д. Шостакович (1906-1975). Концерт для скрипки с оркестром №1 a-moll op. 77 (1947-48)

Ноктюрн (Moderato)
Скерцо (Allegro)
Пассакалья (Andante)
Бурлеска (Allegroconbrio)



Исполнители:

Вадим Репин (скрипка), народный артист России (2022), лауреат премии Ленинского комсомола (1989), лауреат премии Виктуар де ля мюзик (2010), лауреат Конкурса имени королевы Елизаветы, Брюссель (1989).

Надежда Павлова (сопрано), заслуженная артистка РФ, лауреат международных конкурсов, лауреат Российской оперной премии Casta Diva в номинации «Певица года», лауреат Национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Примадонна», лауреат Национальной театральной премии «Золотая Маска».

Владислав Лаврик (труба), заслуженный артист России (2021), лауреат премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры (2015), Лауреат международных конкурсов: Конкурс молодых трубачей им. Т. Докшицера (1994, 1996), Международный конкурс «Классическое наследие» (1994), «Московский международный конкурс трубачей» (2000).

Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина

Дирижер — Дмитрий Синьковский, лауреат международных конкурсов: Премия Бонпорти, имени И. С. Баха в Лейпциге, Musica Antiqua в Брюгге, имени Бибера, имени Телемана 



Концерт для трубы с оркестром op. 94 М. Вайнберга (1919-1996) стал важнейшим событием в истории исполнительства на духовых инструментах ХХ века. Его премьера состоялась в 1967 году под руководством дирижера Кирилла Кондрашина, а уже в 1970 году Концерт был напечатал и опубликован издательством «Советский композитор». Вот как говорит о Первом концерте для трубы Вайнберга его первый исполнитель выдающийся трубач Тимофей Докшицер в своей книге «Путь к творчеству»: 

«Мечислав Вайнберг вписал новую страницу в создание концертного репертуара для трубы. Д.Д.Шостакович назвал сочинение «концертом-симфонией» — это масштабное симфоническое произведение с оркестром большого состава. Премьеру играл оркестр Московской филармонии. Концерт этот настолько интересен и необычен по форме и языку, …что автор воздерживается от обычных исполнительских советов и наставлений, предоставляя самому солисту определить и выстроить свой исполнительский план концерта. Композиторский почерк Вайнберга весьма далек от традиционности и тем более далек от обычных приемов письма композиторов-трубачей. Музыка его раскрывает иные грани звуковых и технических возможностей инструмента которые передаются через яркие, зримые черты музыкальных образов».


В 1948 году немецкий композитор Р. Штраус (Richard Strauss 1864-1949) остро предчувствовал финал своей жизни. Это был не страх, а скорее подведение итогов долгой, и одновременно счастливой и трагичной судьбы. Автор опер и балетов, симфонических поэм и хоровых полотен, камерных сочинений, Штраус писал вокальную музыку всю жизнь.  Сохраняя традиции немецкой Lied (песни), композитор признавался: «Я не знаю большего счастья, чем написать простую песню, которая через пятьдесят лет станет народной, а имя её автора – забудется». Последний вокальный цикл Р. Штраус создалв 1948 году на стихи столь созвучных ему поэтов Г. Гессе и Й. фон Эйхендорфа. Премьера песен состоялась после смерти композитора в Королевском Альберт-холле в Лондоне 22 мая 1950 года. Выдающееся «вагнеровское» сопрано Кирстен Флагстад великолепно исполнила последнее произведение Штрауса, солируя в сопровождении оркестра «Филармония» под управлением В. Фуртвенглера. Название «Последние четыре песни» придумал главный редактор британского музыкального издательства «Boosey&Hawkes» друг Штрауса Эрнст Рот, опубликовав сочинение. 


Концерт №1 a-mollop. 77 для скрипки с оркестром Дмитрий Шостакович (1906-1975) создал в 1948 году. Это был год появления указа «Об опере Мурадели «Великая дружба», в котором Сергея Прокофьева, Арама Хачатуряна, Дмитрия Клебанова и самого Шостаковича обвинили в формализме, запретив публиковать и исполнять их произведения. С этого времени творчество Дмитрия Дмитриевича разделилось на две параллели: правильные по теме и доступные для восприятия сочинения, не противоречащие указу, и сложные, наполненные трагически-саркастическим ощущением мира музыкальные высказывания, которые он создавал для будущего. Именно как произведение для будущего, повествующее о трагичности настоящего написан его Первый скрипичный концерт. Здесь звучит рефреном знаменитый мотив DSCH — автограф Шостаковича. Мрачная Пасскалья ассоциируется с великой музыкой И.С. Баха, как с высшей гармонией. Великий скрипач Давид Ойстрах, которому Шостакович посвятил концерт, назвал партию скрипки «шекспировской ролью».

Возраст12+

Длительность2 часа 00 минут с одним антрактом

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

отзывы (0)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо