Роберт Шуман «Безумства Романтизма»

     25 декабря в 18:00 в Концертном зале «Пакгаузы на Стрелке» в исполнении оркестра La Voce Strumentale и солистов Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина  состоится концерт  симфонической музыки «Шуман. Безумства романтизма».

Сольные партии:
Лауреат международных и всероссийских конкурсов Екатерина Ясинская (сопрано) Лауреат международных и всероссийских конкурсов Константин Сучков (баритон) Лауреат международных конкурсов Кристина Траулько (скрипка)
Дирижёр – Аапо Хаккинен (Финляндия)
     
В программе концерта прозвучат произведения крупной формы Роберта Шумана, относящиеся к позднему периоду его творчества.  
     В своей музыке Шуман больше, чем любой другой композитор, отразил глубоко личностную природу романтизма. Свои мысли и чувства Шуман передает через лирические образы, рассказывая обо всем, как о пережитом, накладывая часто автобиографический отпечаток. Жизнь и творчество Шумана протекали в чередовании подъемов и спадов, во многом связанных с приступами душевной болезни, первые признаки которой появились еще в 1833 г. В феврале 1854 г. сильный приступ болезни привел к попытке самоубийства. Пробыв 2 года в больнице, Шуман скончался в возрасте 46 лет.

Программа:
ФАНТАЗИЯ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ ДО-МАЖОР
     Фантазия ор. 131 была написана 7-го сентября 1853 года. В письме от 14 сентября года Шуман сообщает молодому скрипачу Йозефу Иоахиму: «Создавая Фантазию, больше всего думал о Вас. Она — мой первый опыт». Й. Иоахим впервые исполнил Фантазию с большим успехом 27 октября 1853 года в Дюссельдорфе. За дирижерским пультом стоял сам Шуман. Вскоре после концерта, 17 ноября 1853 года, композитор предложил сочинение издательству «Ф. Кистнер», отмечая, что «такого рода блестящих концертных пьес для скрипки у нас совсем нет; а это еще и очень бодрое по характеру». Произведение было опубликовано в июне 1854 года с посвящением Й. Иоахиму. Важно отметить, что Фантазия ор. 131 была одним из немногих фантазийных произведений Шумана, которого миновала участь переименований.

СЦЕНЫ ИЗ ЖИЗНИ ФАУСТА
     Грандиозное произведение «Сцены из «Фауста» Гёте» создавалось Шуманом в течение десяти лет, с 1844 до 1853 годов и стало подарком ко дню рождения его жены Клары.
Шуман не стремился создать целостное музыкально-драматическое произведение. Он сочинял музыку к отдельным поэтическим отрывкам лирического или философского характера, связанным между собой только общностью авторского поэтического стиля, и создал ряд замечательных поэтических картин для хора, солистов и оркестра.
     «Сцены из «Фауста» Гёте» — уникальное в своем жанре сочинение Роберта Шумана, сочетающее в себе элементы оперы, кантаты и оратории. Эпизоды из «Фауста», положенные Шуманом на музыку, идут тремя блоками (всего 13 музыкальных номеров).

     Первый блок посвящен Маргарите и начинается сценой гадания на цветке в саду; далее следует молитва Гретхен перед изображением Mater Dolorosa на городском валу; потом Гретхен и Злой Дух встречаются в соборе.
     Вторая часть открывается сценой Фауста, Ариэля и «маленьких прелестных духов» на цветущем лугу, где они все встречают солнечный восход. Здесь Фауст «набирается желаний новых» после истории с Маргаритой. В следующем фрагменте к двери Фауста в полночь приходят четыре седые женщины — Нехватка, Вина, Забота. Затем идет сцена смерти Фауста.
     Но со смертью не всё кончается: третья часть — это «апофеоз спасения». Бессмертная часть Фауста и душа кающейся грешницы, «прежде называвшейся Гретхен», примиряются в высших сферах — среди ангельских строев и блаженных младенцев.

СИМФОНИЯ №4 РЕ-МИНОР
     Четвертая симфония Шумана существует в двух версиях. Ее первая релакция (1841) могла бы стать Второй симфонией композитора, но  Шуман отказался ее публиковать и через 10 лет переписал, сильно утяжелив оркестровку. Версия 1851 года, сделанная в период депрессии, стала официальной Четвертой. Первый вариант симфонии был опубликован только после смерти автора стараниями Брамса, друга Шумана, вопреки протестам жены композитора Клары Вик. Долгое время она почти не исполнялась и вернулась на сцену уже в конце XX века с расцветом аутентизма. Версия 1841 года, особенно сыгранная в аутентичной манере на инструментах своего времени, звучит легко и прозрачно. Это симфония-новелла со следами влияния эстетики «Sturm und Drang»   и классицизма, в пятичастной форме которой есть черты одночастной симфонической поэмы.

Билеты можно купить по ссылке




Возраст12+

Длительность1 час 10 минут

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

Роберт Шуман

отзывы (0)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо