Мировая премьера. Музыка Юрия Красавина и Леонида Десятникова

 Мировая премьера музыки к балету «Пиковая Дама» Юрия Красавина. 

Леонид Десятников «Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина»


Концерт пройдет в зале Пакгаузы на Стрелке


Оркестр «La Voce Strumentale» 

Хор Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина

Солист - Игорь Морозов ("Геликон-Опера", Москва)                                                                                      

Сказительница - лауреат премии города Нижнего Новгорода Майя Балашова

Дирижер – лауреат российской национальной театральной  премии «Золотая маска» Федор Леднев



В биографиях российских классиков современной академической музыки Юрия Красавина и Леонида Десятникова много географических и хронологических совпадений. Юрий Вильевич и Леонид Аркадьевич родились в г. Харькове с разницей в два года. Оба закончили Ленинградскую консерваторию: Десятников в 1978 году у Бориса Арапова, Сергея Слонимского и Бориса Тищенко,  Красавин в 1986 году у Александра Мнацакяна. 

И у Красавина, и у Десятникова — богатейшая фильмография. 

Но все же, творческий путь каждый из них выбрал свой. 


Петербургский композитор Юрий Красавин начал сочинять в 1970 году. Круг его творческих интересов — инструментальные произведения, музыка для балетов. Если он пишет для вокалистов, то лишь в том случае, когда ему известен тип голоса и конкретный  исполнитель. В произведениях Красавина часто присутствует диалог с великими предшественниками — Бетховен, Шуберт, Моцарт становятся его собеседниками. 

Прием работы с музыкой ушедших веков, оставляя ее узнаваемой, но насыщая современными ритмам, тембрами, акцентами, Игорь Стравинский назвал «ремонтом старых кораблей». Этот прием мастерски использует в своих произведениях Юрий Вильевич. Например, в балете «Пахита» Л. Минкуса и Э. Дельдевеза в «свободной транскрипции» Красавина. Этот спектакль с музыкой, написанной по заказу Екатеринбургского театра оперы и балета, стал лауреатом российской национальной премии «Золотая маска». 


Ю.Красавин. Сюита из музыки к балету «Пиковая дама»  МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА

По заказу Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина Юрий Красавин написал музыку к балету «Пиковая дама». Скоро хореографический вариант повести А.С. Пушкина выйдет на сцену театра. Будет ли это рекомпозиция с узнаваемыми темами или совершенно новое изложение пушкинской истории, узнаем на премьере балета. 


Л.Десятников «Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина»

Кантата для ансамбля солистов и камерного оркестра

Слова народные в обработке Бориса Шергина.


«Почему любят Десятникова? Он прикольный. Это человек с огромным чувством юмора, иронии, самоиронии, блестящий писатель, автор огромного количества слоганов и идиом, которые вошли в широкий обиход, например «от кутюр до самых до окраин». Он элегантный, стильный и очень образованный. Язык Десятникова универсален, каждый считывает в этой музыке то, что ему доступно». Алексей Гориболь, заслуженный артист России, пианист. 

Первым крупным произведением Леонида Десятникова стала опера «Бедная Лиза» по прозе Карамзина, написанная на третьем курсе консерватории. «Я сочинял какую-то ерунду, пытался писать неоклассическую, неоренессансную музыку, это были просто жалкие потуги. Наверное, что-то более существенное началось с оперы «Бедная Лиза», — вспоминал композитор. Через четыре года эту написанную студентом оперу поставили в Камерном театре Бориса Покровского в Москве.

Сейчас Леонид Аркадьевич — автор опер, балетов, вокальных и инструментальных циклов. Его стиль узнаваем. Его творчество – оммаж великим классикам Чайковскому и Рахманинову, Гайдну и Шуману, Стравинскому и Сен-Сансу. В десятниковские произведения вплетены народные наигрыши и вокальные приемы, танцевальная музыка и городская романсовая культура. «Это принцип центона, когда текст соткан из кусочков, как лоскутное одеяльце. Прихотливый коллаж, по видимости, однородный. Швов может быть много, но они не должны быть видны невооруженным глазом», — говорит о своих произведениях композитор.

Одно из самых характерных произведений Леонида Десятникова «Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина» — по признанию композитора, одно из самых экспериментальных в его творчестве. 

В середине тридцатых годов ХХ века русский писатель и фольклорист Борис Шергин проехал по Русскому Северу, изложил местным сказительницам биографию Пушкина, а потом записал их версию про Олександрушку, Дантеста и Наташку — псевдонародное предание о любимом поэте страны.

В 1983 году Леонид Десятников написал на тексты, собранные Шергиным, кантату «Пинежское сказание о дуэли и смерти Пушкина». Произведение вобрало в себя традиции классической музыки XIX века, приемы поморского хорового пения, городской романс. 

«Своеобразная интерпретация: «Когда б вы знали, из какого сора растут цветы, не ведая стыда...» И.Родионова «Советская музыка» 1990г.№10



Возраст12+

Длительность1 час 40 минут

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

Ю.Красавин, Л. Десятников

отзывы (0)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо