Энеску, Мийо, Попов, Стравинский

Концерт в 2-х отделениях


Исполнители:
Дирижёр — Федор Леднев 
Оркестр La Voce Strumentale 

В программу концерта вошли довольно редко исполняемые камерные симфонические произведения, написанные европейскими композиторами в первой половине XX века.

В 1916 году молодой французский композитор Дариюс Мийо отправляется в Бразилию в качестве секретаря французского посла, известного поэта и драматурга Поля Клоделя. Пять лет назад они познакомились в Париже и стали хорошими друзьями. «Я был в деревне. Ночь, кругом тишина. Я смотрел на небо, и вдруг мне показалось, что отовсюду: с небесного свода, из-под земли — ко мне шли лучи. Каждый луч нес в себе музыку, бесчисленные мелодии перекрещивались, но каждая продолжала самостоятельно сверкать. Я был потрясен. С тех пор я всегда старался передать пережитое мною — тысячи мелодий, одновременно надвигающихся на меня со всех сторон», — делился с Клоделем музыкант. В Рио-де-Жанейро в 1917 году Мийо написал первую из шести Камерных симфоний, именуемых так из-за малой продолжительности — от 5 до 8 минут, и небольшого состава инструментов — не более десяти. Камерная симфония №1 «Le Printemps» («Весна») наполнена бразильским солнцем и танцевальными ритмами, напоминающими народные. «Serenade», камерная симфония №3, создана  в 1921 году уже в Париже. Но и здесь музыка хранит неповторимые интонации южной страны. Слушая эту музыку, ясно представляешь сверкающие лучи-мелодии, которыми небо одарило музыканта. В 1926 году известный композитор Дариюс Мийо приехал в Россию. В Ленинграде и Москве состоялись первые концерты, в программу которых вошла, в том числе, и Камерная симфония №3. «Какая необыкновенная публика! Какая любовь к музыке!», — восхищался композитор. «Пройдет несколько лет, и даже те, кто были упорно напуганы своими же предрассудками, начинают понимать, что перед ними было простое явление, искренняя и непосредственная музыка, несложная по формам», — написал в выпуске «Красной газеты» от 27 марта 1926 года русский композитор и музыкальный критик Борис Асафьев. 

Джордже Энеску, которого великий виолончелист и дирижер Пабло Казальс назвал «величайшим музыкальным явлением со времен Моцарта», был известен как виртуозный исполнитель и дирижер, но как композитор не имел особой популярности. Только в XXI веке сочинения румынского композитора стали все чаще исполняться в концертных залах всего мира. Его музыка наполнена любовью к Родине и Человеку. Часто в произведениях Энеску звучат мотивы лэутаров — народных румынских певцов, или темы, созданные по их образу и подобию. Одним из таких сочинений стал Децимет для двух флейт, гобоя, английского рожка, двух кларнетов, двух фаготов, двух валторн. Полифоническое переплетение голосов, пульсирующая энергия сочинения, характерные интонации румынских наигрышей создали впечатляющую звуковую картину. Премьера Децимета состоялась в июне 1906 года в исполнении ансамбля Парижского общества духовых инструментов. Восхищенные критики писали, что невозможно назвать другое произведение, аналогичное по составу, которое бы в течение получаса до такой степени владело аудиторией.  

Септет для кларнета, валторны, фагота, фортепиано, скрипки, альта и виолончели русский композитор Игорь Стравинский написал в Америке. Премьера сочинения состоялась 23 января 1954 года в Вашингтоне в музыкальной комнате исследовательской библиотеки Думбартон-Оукс, крупнейшего научно-исследовательского центра мировой византинистики, которой оно и посвящалось. Первым исполнением дирижировал сам автор. В Септете соединены черты старинной сюиты, полифоническое развитие и неповторимые приемы композиторского письма Стравинского: ритмический гротеск, политональность, необычные тембровые краски. «В сочетаниях тембров И.Стравинский добивается удивительной прозрачности звучания. Соединение инструментов не даёт «утонуть» ни одному голосу — они «слышат» друг друга, «общаются» между собой», — Е. Благодарская «Септет Стравинского: новое прочтение большого разнотембрового ансамбля».

В 1926 году молодой композитор Гавриил Попов заканчивал обучение в Петроградской консерватории. Его дипломным сочинением стал Септет для флейты, кларнета, фагота, трубы, скрипки, виолончели и контрабаса, которое автор посвятил своему учителю, профессору консерватории Владимиру Владимировичу Щербачеву. 13 декабря 1927 года в Малом зале Московской консерватории состоялась премьера Септета в прекрасном исполнении ансамбля под руководством выдающегося виолончелиста Виктора Кубацкого. Попов записал в дневнике: «Все звучало очень здорово, третья часть по мелодической напряженности звучала совершенно изумительно». Благосклонны были и критики, отмечая «самобытность и серьезное дарование, большую техническую эрудицию молодого автора… Сила Попова заключается в его замечательном мелодическом и тематическом изобретении и в его способности к органическому развитию музыкальных мыслей» Иосиф Райскин «Прерванный полет. Возвращенное имя. О симфониях Гавриила Попова (1904–1972)». Русский композитор и музыкальный критик Борис Асафьев писал: «Характер его ярко динамичной музыки светлый и бодрый. В септете развертывается ряд эмоциональных состояний с общим уклоном к преодолению страдания и к утверждению энергии, воли и радости...». В 1971 году при переиздании партитуры Септета композитор назвал его Камерной симфонией.


Программа концерта:
1 отделение

Д. Мийо (Darius Milhaud 1892–1974). Камерная симфония №1 «Le Printemps» («Весна») op.43 (1917) 

Дж. Энеску (George Enescu 1881–1955) Децимет для духовых инструментов (Dixtuor) op. 14 (1906)
Doucement mouvemente
Moderement
Allegrement, mais pas trop vif.

Д. Мийо (Darius Milhaud 1892–1974). Камерная симфония №3 «Serenade» («Серенада») op. 71 (1921)
«Vivement»
«Calme»
«Rondemont»


2 отделение

И. Стравинский (1882–1971). Септет для кларнета, валторны, фагота, фортепиано, скрипки, альта и виолончели K080 (1953)

Г. Попов (1904–1972). Камерная симфония (Септет) для флейты, кларнета, фагота, трубы, скрипки, виолончели и контрабаса a-moll-C-dur op.2 (1927) 
Moderato cantabile
Scherzo. Allegro
Largo
Finale. Allegro energico

Продолжительность концерта 1 час 40 минут
Рекомендуемый возраст с 12-ти лет

Возраст12+

Длительность1 час 40 минут с одним антрактом

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

отзывы (0)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо