Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светлояре

Н. Черепнин «Зачарованное царство». 

С. Василенко «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светлояре»  12+


Концерт в 2-х отделениях

Продолжительность 2 часа 00 минут


Нижегородский русский народный оркестр им. В. А. Кузнецова

Художественный руководитель и главный дирижёр оркестра — Борис Схиртладзе


1 отделение:

Н. Черепнин (1873-1945). Симфонический эскиз для оркестра «Зачарованное царство» (к сказке о Жар-птице) ор. 39 (1904)


Н. Черепнин (1873-1945). «Океанийская сюита» вокальный цикл заклинаний К. Бальмонта (1867-1942) ор. 53 (1917).  Солистка — Елизавета Вайслейб

«Земле»

«Заклинание для Сердца»

«Духу Земли»

«Продавцу Теней»

«Заговор любовный»

«Заговор для памяти»

«Земле»

«Магей-Агава»


Николай Николаевич Черепнин (1873-1945) — один из выдающихся музыкантов русской эмиграции XIX-XX века, композитор, дирижёр и педагог. Николай родился в семье петербургского медика, отличавшейся широкими художественными интересами. Его отец был знаком с М. Мусоргским, А. Серовым, так же, он был личным врачом Ф. Достоевского. 

Черепнин получил юридическое образование в Санкт-Петербургском университете, и окончил Санкт-Петербургскую консерваторию как композитор, став одним из самых ярких учеников Н.А. Римского-Корсакова. Он вёл активную творческую деятельность как композитор и дирижёр, внеся огромный вклад в развитие Санкт-Петербургской и Тбилисской консерваторий: в Петербурге основал первый класс симфонического дирижирования, где его учениками были Прокофьев, Шапорин и ряд других выдающихся музыкантов; в Тбилиси был директором консерватории, и выступал, как оперный и симфонический дирижёр. 

Зрители Первого балетного «Русского сезона» в Париже, организованного Дягилевым в 1909 году, восторженно аплодировала балету Черепнина «Павильон Армиды». Встреча музыканта и мецената ознаменовала собой начало большой творческой дружбы, получившей развитие после эмиграции композитора. 

С 1921 года Николай Черепнин жил в Париже, где основал Русскую консерватории, и стал одной из центральных фигур Дягилевских сезонов, выступая как дирижёр и автор балетов, оркестровых сочинений, опер и ораторий. Кроме Парижа, спектакли под его управлением шли в Риме, Лондоне, Монте-Карло, Берлине.

Имя Николая Николаевича Черепнина хорошо знакомо искушённым любителям академической музыки. Сейчас его творчество вновь открывается широкой российской публике, ведь большая часть его произведений создавалась и издавалась в эмиграции. В том, что сегодня сочинения Черепнина исполняются в России, есть большая заслуга музыкантов-энтузиастов, собирающих жемчужины русской культуры послереволюционного периода по всему миру.


2 отделение

С. Василенко (1872-1956).  «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светлояре» (1900—1902), опера в концертном исполнении


Исполнители:

Князь Великого Китежа Георгий — Владислав Бирюков

Княгиня Евпраксия, супруга его — Елизавета Вайслейб

Княжич, сын их — Сослан Кусов

Невеста Княжича — Ирина Котова

Головщик — Александр Гостев

Гусляр — Дмитрий Белянский

Честный отшельник — Сергей Теленков


Имя композитора Сергея Никифоровича Василенко (1872-1956) известно слушателям в меньшей степени, нежели имена признанных отечественных классиков, но это совершенно не умаляет его творческой и исторической значимости.

Сергей Василенко занимался композицией у А. Гречанинова, увлекался творчеством художников В. Поленова, А. Васнецова, М.Врубеля, и говорил о том, что с каждым годом для него связь музыки и живописи становится всё более очевидной. Василенко изучал гуманитарные науки в Московском университете, затем получил образование как композитор в Московской консерватории. Знакомство и сближение с С. Танеевым, П. Чайковским, М. Ипполитовым-Ивановым, а позже с Н. Римским-Корсаковым, А. Лядовым и А. Глазуновым формирует и укрепляет русское национальное начало в его творчестве.

Опера С. Василенко «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светлояре» написана как дипломная работа в консерватории. Директор В. И. Сафонов в 1901 году ввёл новшество для выпускников-композиторов: им предоставлялось право самим выбирать либретто. Василенко обратился к сюжету из русских летописей о граде Китеже: во время татарского набега город вместе с жителями погрузился в воды озера Светлояр и был спасён от врагов.

Когда опера-кантата «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светлояре» прозвучала на экзамене в переложении для двух роялей, Сафонов объявил о безусловном успехе этого сочинения, вручив Василенко диплом первой степени и золотую медаль консерватории. Вскоре кантата была исполнена под управлением Василия Сафонова, а через в 1903 году поставлена в виде оперы на сцене Солодовниковского театра. Эскизы для декорации создал художник Апполинарием Васнецовым.


Краткое содержание:

Действие оперы происходит во времена татарского ига на Руси в городе Китеже (Китиш), находящееся сегодня в Воскресенском районе Нижегородской области.

Площадь в Китеже. Набат. Народ в отчаянии ждет татарского нашествия. На площадь выходит князь китежский Георгий с супругой Евпраксией, сыном Княжичем и невестой Княжича. Князь Георгий увещевает войско постоять за Китеж. Жених с невестой тоскуют о предстоящей разлуке, так, как и Княжич идет на войну. Вся семья молится за Китеж.

Входит отшельник, дающий совет князю Георгию: «отпеть» себя и рать, так как поголовная смерть от татар Батыя неминуема.

Издали доносятся дикие песни татар.

Погребальный перезвон колоколов и обряд отпевания заживо. Божье чудо: Китеж тихо погружается в землю, а место его заливается водой, причем весь город остается в живых.

Татары, наехавшие с гиканьем и свистом, видят перед собой вместо Китежа – озеро.


Возраст12+

Длительность2 час 00 минут с одним антрактом

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

отзывы (1)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо