«Светлое будущее» в музыке ХХ века

«Светлое будущее» в музыке ХХ века

Концерт в 2-х отделениях

Нижегородский театр оперы и балета имени А.С. Пушкина


Гастроли МГСО станут частью региональной программы XXIV Международного музыкального фестиваля ArsLonga, организованного в рамках Национального проекта «Культура» Минкультуры России и при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.



 


Л. Яначек (Leoš Janáček1854-1928). «Putovánídušičky» («Странствия души») концерт для скрипки с оркестром JW 9/10 (1926)

М.С. Вайнберг (1919-1996). Концертино для скрипки с оркестром op. 42 (1948)

Allegretto cantabile

Cadenza. Lento - Adagio

Allegro moderato - Poco rubato

Н.А. Рославец (1881–1944).  «Комсомолия» симфоническая поэма (1928)

Д.Д. Шостакович (1906-1975). Симфония № 2 H-dur «Октябрю» op. 14 (1927)

Largo

Хор «Октябрю» на ст. А.Безыменского

Э. Шульхоф (ErvínSchulhoff 1894–1942). Коммунистический манифест на тексты из «Das kommunistischeManifest» Карла Маркса и Фридриха Энгельса, кантата для оркестра, хора и солистов WV100 (1932)

 

Ведущий концерта — Ярослав Тимофеев 

 

Исполнители:

Солисты:

Алина Отяковская (сопрано), лауреат международных конкурсов

Елизавета Вайслейб (меццо-сопрано)

Сослан Кусов (тенор)

Владислав Бирюков (баритон), лауреат международных конкурсов

Ольга Волкова (скрипка), лауреат международных конкурсов

Московский государственный симфонический оркестр

Хор Минина/Московский государственный академический камерный хор.

Детский хор «Весна» имени А.С. Пономарёва.

 

Дирижер — Иван Рудин, заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов

 

Первая половина XX века в России и Европе стала временем тяжелейших потрясений. Культура была наполнена острыми эстетическими и идеологическими столкновениями. В диалог и конфликт вступали разные музыкальные течения: поздний романтизм и экспрессионизм, неоклассицизм и авангард.

 

Самобытный чешский композитор Леош Яначек (Leoš Janáček1854-1928) с молодости увлекался моравским фольклором и в своей музыке часто использовал народные мелодии. Яначек был безгранично отзывчив на любое проявление несправедливости и насилия в мире и обладал глубоким даром сопереживания, не зря Борис Пастернак писал, что мир воспринимался композитором в «сострадательном падеже».

Яначек начал работу над Концертом для скрипки с оркестром «Странствия души» во время визита в Англию 1920-е годы. Он создал три рукописи, но ни одну из них не завершил. Над разделами сочинения сохранилось несколько пометок автора: «В человеке», «Родная душа, дарованная каждому», «Орел», «Без души до конца», «Инструменты умирают». Позже Яначек использовал музыку Концерта в опере «Из мертвого дома». В конце 1980-х годов композиторы Милош Штедронь и ЛеошФалтус реконструировали композицию, опираясь на сохранившиеся рукописи Концерта и музыку из оперы.

 

Эрвин Шульхоф (ErvínSchulhoff 1894–1942) – один из тех композиторов, кто в годы Второй мировой войны оказался в застенках концлагерей и оттуда уже не вернулся. Его сочинения пополнили нацистский список «дегенеративного искусства». В противовес импрессионистической и фольклорной стилистике, популярной в Чехословакии в 20-30-е годы, он активно использовал джазовую палитру в симфонической музыке, а также увлекался дадаизмом и экспрессионизмом.

Шульхоф никогда не скрывал приверженность коммунистическим идеям, и 1932 году он написал кантату на текст «Манифеста коммунистической партии», которую посвятил 50-летию со дня смерти Карла Маркса. Так как изначально Шульхоф мыслил исполнение кантаты на открытом воздухе, он выбрал огромный состав: 4 солиста, двойной смешанный хор, детский хор и оркестр, разделенный на три состава, каждый – в разных частях площади и со своим дирижером. При жизни композитора «Манифест» так и не был исполнен. Первое исполнение грандиозного сочинения прошло в Праге в 1967 году под управлением дирижёра Карела Анчерла.

 

Николай Рославец (1881–1944) был признанным вождем русского музыкального авангарда в 1920-е годы. Сродни передовым художникам того времени – кубистам, футуристам, фовистам – он искал новый язык в искусстве и создал оригинальную теорию композиции. Однако в конце 1920-х годов его обвинили в «формализме» и несоответствии идеологии пролетарской, понятной простым людям культуры и наложили запрет на исполнение его музыки. Жизнь Рославца – олицетворение трагедии русского авангарда после Октябрьской революции 1917 года, когда память о неугодных власти деятелей искусства сознательно истреблялась.

Впервые симфоническая поэма «Комсомолия» была исполнена в 1928 году и транслировалась по радио, однако в это же время готовилась расправа над композитором и его соратниками-авангардистами. Экспериментальность «Комсомолии» подтверждала «формализм» Рославца. Партитура так и не была издана, и лишь в конце 1980-х годов музыковед Марина Лобанова обнаружила ее в фонде Государственного музыкального издательства.

 

Симфония №2 («Октябрю») была заказана Отделом агитации и пропаганды Музсектора Госиздата специально к десятилетию Октябрьской революции. В том числе благодаря этой симфонии, Шостаковича назвали «идеологически наиболее советским композитором». Однако «лавры» эти впоследствии отобрали, симфония не стала репертуарной и подверглась забвению после статьи 1936-го года «Сумбур вместо музыки», когда газета «Правда» обвинила композитора в антинародном, формалистическом характере оперы «Леди Макбет Мценского уезда».

Вторая симфония – музыкальный памятник наивной вере в коммунистические идеалы. Ее сравнивают с воплощенным в музыке массовом празднестве первых послеоктябрьских лет, когда темный хаос, символизирующий беспросветное прошлое, сменяется пробуждением революционной силы и ведет к торжественному прославлению Октября.

 

Композитор Мечислав Вайнберг (1919-1996) считал себя последователем творчества Шостаковича. Он писал: «Я – ученик Шостаковича, хотя не провел с ним ни часа урока, считаю себя учеником, плотью от плоти». Концертино для скрипки и струнного оркестра было написано им в 1948 году, который стал драматичным для композитора. В этом году в рамках совещания ЦК по вопросам «исправления ошибок на музыкальном фронте» творчество Вайнберга подверглось критике, был убит тесть композитора, основатель Государственного еврейского театра Соломон Михоэлс, и через несколько лет Вайнберг как родственник Михоэлса был посажен в тюрьму по делу «врачей-вредителей».

При жизни Вайнберга Концертино так и не было исполнено. Премьера сочинения состоялась в 1999 году в Москве на фестивале камерной музыки М. С. Вайнберга, посвященном 80-летию со дня его рождения. В Концертино, которое написано в неоромантическом стиле, Вайнберг сочетает современный музыкальный язык с чертами музыки предшествующих эпох.

 

Алина Отяковская (сопрано)

Лауреат Международных конкурсов вокалистов им. Н. Шпиллер «Шедевры русской музыки», Competizionedell'Opera, Cascais Opera, Открытого Всероссийского конкурса-фестиваля молодых вокалистов им. Н.А. Обуховой

С 2016 по 2020 г. г. – солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра . С 2022 года – солистка Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина.

Как солистка-вокалистка принимала участие в гастролях по 63 городам Великобритании и Шотландии,  по 30 городам Франции и Германии.


Елизавета Вайслейб (меццо-сопрано)

Лауреат Международных конкурсов им. Рубинштейна, «Музыка без границ», «Musica classica», трижды лауреат Международного конкурса «Романсиада»

Проходила международную летнюю стажировку в Международной академии «Моцартеум» (Австрия). Как приглашенная солистка несколько раз выступала в вечерах вокальной музыки Молодежной программы Большого театра в Бетховенском зале. С 2024 г. – солистка Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина. Гастролировала в Испании, Германии, Словакии и CША.


Сослан Кусов (тенор)

Лауреат Второй премии и серебряной медали Международного конкурса им. Муслима Магомаева

Окончил в Российский институт театрального искусства – ГИТИС (мастерская Д.А. Бертмана). В сезоне 2020-2021 – участник Молодежной программы оперных артистов театра «Геликон-опера».  С 2023 г. – солист Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина.


Владислав Бирюков (баритон)

Лауреат II Международного конкурса Алисы Гицба

В рамках конкурса дал сольный концерт в Московском музыкальном театре «Геликон-опера». С 2020 по 2022 годы проходил стажировку в Центре оперного пения Г.П. Вишневской . С 2023 г. – солист Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина.


Ольга Волкова (скрипка)

Лауреат международных конкурсов

В семь лет дала первый сольный концерт на скрипке, а в десять дебютировала на сцене с симфоническим оркестром. Окончила Кёльнскую высшую школу музыки, обучалась в Музыкальной капелле королевы Елизаветы в Брюсселе.

В 2016 году стала самым молодым концертмейстером Симфонического оркестра Мариинского театра. С 2022 года – концертмейстер оркестра musicAeterna.


Московский государственный симфонический оркестр

Создан в 1989 году. После назначения в 2017 на пост художественного руководителя Ивана Рудина коллектив стремительно развивается и покоряет новые творческие вершины. Среди заметных событий последних лет – гастроли по городам России и странам Европы, участие в международных фестивалях, в числе которых Транссибирский Арт-фестиваль, «Русские сезоны», ArsLonga. Коллектив принимал участие в последнем концертном туре оперной дивы Монсеррат Кабалье, в 2019 году состоялся знаковый дебют оркестра на сцене Берлинской филармонии.

 

Иван Рудин

Заслуженный артист Российской Федерации (2022)

Иван Рудин – художественный руководитель Московского государственного симфонического оркестра, дирижер, пианист.

Он сотрудничал с такими выдающимися артистами, как Юрий Башмет, Наталия Гутман, Александр Лазарев, Юстус Франц, Маргарет Прайс, Владимир Крайнев, Эдуард Бруннер, Дмитрий Лисс, квартет Изаи и другими. В биографии Ивана Рудина записи на российских и западных телекомпаниях, радио и компакт-дисках, выступления на крупнейших музыкальных фестивалях. В 2019 году состоялся его дирижерский дебют на сцене Большого зала Московской государственной консерватории, за которым последовали гастроли по России и зарубежом. Одним из знаковых событий сезона 2020-2021 стала премьера симфонического спектакля «Война и мир» с участием артистов Анатолия Белого, Сергея Бурунова и Дарьи Мороз в зале Зарядье.

Летом 2022 года Иван Рудин был назначен на пост генерального директора Московского концертного зала «Зарядье».

 

Московский государственный академический камерный хор (Хор Минина)

Коллектив, созданный в 1972 году Владимиром Мининым. В 2019 году хор возглавил Тимофей Гольберг. Репертуар коллектива включает в себя произведения самых разных жанров: от народных песен до музыки современных композиторов, от музыки барокко до популярных мюзиклов и опер. Хор записал более 30 дисков, в том числе на всемирно известной фирме Deutsche Grammophon.

 

Детский хор «Весна»
Победитель международных конкурсов, обладатель высшей европейской хоровой награды «Гран-при Европы» (2000). В 2017 году хор вновь одержал победу в конкурсе «Гран-при Европы», став единственным детским хором и единственным хором из России, получившим награду дважды.

Возраст12+

Длительность2 часа с одним антрактом

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

отзывы (0)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо