«Светлое будущее» в музыке ХХ века
«Светлое будущее» в музыке ХХ века
Концерт в 2-х отделениях
Нижегородский театр оперы и балета имени А.С. Пушкина
Гастроли МГСО станут частью региональной программы XXIV Международного музыкального фестиваля ArsLonga, организованного в рамках Национального проекта «Культура» Минкультуры России и при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Л. Яначек (Leoš Janáček1854-1928). «Putovánídušičky» («Странствия души») концерт для скрипки с оркестром JW 9/10 (1926)
М.С. Вайнберг (1919-1996). Концертино для скрипки с оркестром op. 42 (1948)
Allegretto
cantabile
Cadenza.
Lento - Adagio
Allegro
moderato - Poco rubato
Н.А. Рославец (1881–1944). «Комсомолия» симфоническая поэма (1928)
Д.Д. Шостакович (1906-1975). Симфония № 2 H-dur
«Октябрю» op. 14 (1927)
Largo
Хор «Октябрю» на ст.
А.Безыменского
Э. Шульхоф
(ErvínSchulhoff 1894–1942). Коммунистический манифест на тексты из «Das
kommunistischeManifest» Карла Маркса и Фридриха Энгельса, кантата для оркестра,
хора и солистов WV100 (1932)
Исполнители:
Солисты:
Алина Отяковская (сопрано), лауреат международных конкурсов
Елизавета Вайслейб (меццо-сопрано)
Сослан Кусов (тенор)
Владислав Бирюков (баритон), лауреат международных конкурсов
Ольга Волкова (скрипка), лауреат международных конкурсов
Московский государственный симфонический оркестр
Хор Минина/Московский государственный академический камерный хор.
Детский хор «Весна» имени А.С. Пономарёва.
Дирижер — Иван Рудин, заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов
Первая половина XX века в России и Европе стала временем тяжелейших потрясений. Культура была наполнена острыми эстетическими и идеологическими столкновениями. В диалог и конфликт вступали разные музыкальные течения: поздний романтизм и экспрессионизм, неоклассицизм и авангард.
Самобытный чешский композитор Леош
Яначек (Leoš Janáček1854-1928) с молодости увлекался моравским фольклором и
в своей музыке часто использовал народные мелодии. Яначек был безгранично
отзывчив на любое проявление несправедливости и насилия в мире и обладал
глубоким даром сопереживания, не зря Борис Пастернак писал, что мир
воспринимался композитором в «сострадательном падеже».
Яначек начал работу над Концертом для скрипки с оркестром «Странствия души» во время визита в Англию 1920-е годы. Он создал три рукописи, но ни одну из них не завершил. Над разделами сочинения сохранилось несколько пометок автора: «В человеке», «Родная душа, дарованная каждому», «Орел», «Без души до конца», «Инструменты умирают». Позже Яначек использовал музыку Концерта в опере «Из мертвого дома». В конце 1980-х годов композиторы Милош Штедронь и ЛеошФалтус реконструировали композицию, опираясь на сохранившиеся рукописи Концерта и музыку из оперы.
Эрвин Шульхоф (ErvínSchulhoff
1894–1942) – один из тех композиторов, кто в годы Второй мировой войны
оказался в застенках концлагерей и оттуда уже не вернулся. Его сочинения
пополнили нацистский список «дегенеративного искусства». В противовес
импрессионистической и фольклорной стилистике, популярной в Чехословакии в
20-30-е годы, он активно использовал джазовую палитру в симфонической музыке, а
также увлекался дадаизмом и экспрессионизмом.
Шульхоф никогда не скрывал приверженность коммунистическим идеям, и 1932 году он написал кантату на текст «Манифеста коммунистической партии», которую посвятил 50-летию со дня смерти Карла Маркса. Так как изначально Шульхоф мыслил исполнение кантаты на открытом воздухе, он выбрал огромный состав: 4 солиста, двойной смешанный хор, детский хор и оркестр, разделенный на три состава, каждый – в разных частях площади и со своим дирижером. При жизни композитора «Манифест» так и не был исполнен. Первое исполнение грандиозного сочинения прошло в Праге в 1967 году под управлением дирижёра Карела Анчерла.
Николай Рославец (1881–1944)
был признанным вождем русского музыкального авангарда в 1920-е годы. Сродни
передовым художникам того времени – кубистам, футуристам, фовистам – он искал
новый язык в искусстве и создал оригинальную теорию композиции. Однако в конце
1920-х годов его обвинили в «формализме» и несоответствии идеологии
пролетарской, понятной простым людям культуры и наложили запрет на исполнение
его музыки. Жизнь Рославца – олицетворение трагедии русского авангарда после
Октябрьской революции 1917 года, когда память о неугодных власти деятелей
искусства сознательно истреблялась.
Впервые симфоническая поэма «Комсомолия» была исполнена в 1928 году и транслировалась по радио, однако в это же время готовилась расправа над композитором и его соратниками-авангардистами. Экспериментальность «Комсомолии» подтверждала «формализм» Рославца. Партитура так и не была издана, и лишь в конце 1980-х годов музыковед Марина Лобанова обнаружила ее в фонде Государственного музыкального издательства.
Симфония №2 («Октябрю») была
заказана Отделом агитации и пропаганды Музсектора Госиздата специально к
десятилетию Октябрьской революции. В том числе благодаря этой симфонии,
Шостаковича назвали «идеологически наиболее советским композитором». Однако
«лавры» эти впоследствии отобрали, симфония не стала репертуарной и подверглась
забвению после статьи 1936-го года «Сумбур вместо музыки», когда газета
«Правда» обвинила композитора в антинародном, формалистическом характере оперы
«Леди Макбет Мценского уезда».
Вторая симфония – музыкальный памятник наивной вере в коммунистические идеалы. Ее сравнивают с воплощенным в музыке массовом празднестве первых послеоктябрьских лет, когда темный хаос, символизирующий беспросветное прошлое, сменяется пробуждением революционной силы и ведет к торжественному прославлению Октября.
Композитор Мечислав Вайнберг
(1919-1996) считал себя последователем творчества Шостаковича. Он писал: «Я – ученик Шостаковича, хотя не провел с ним
ни часа урока, считаю себя учеником, плотью от плоти». Концертино для
скрипки и струнного оркестра было написано им в 1948 году, который стал
драматичным для композитора. В этом году в рамках совещания ЦК по вопросам
«исправления ошибок на музыкальном фронте» творчество Вайнберга подверглось
критике, был убит тесть композитора, основатель Государственного еврейского
театра Соломон Михоэлс, и через несколько лет Вайнберг как родственник Михоэлса
был посажен в тюрьму по делу «врачей-вредителей».
При жизни Вайнберга Концертино так и не было исполнено. Премьера сочинения состоялась в 1999 году в Москве на фестивале камерной музыки М. С. Вайнберга, посвященном 80-летию со дня его рождения. В Концертино, которое написано в неоромантическом стиле, Вайнберг сочетает современный музыкальный язык с чертами музыки предшествующих эпох.
Алина Отяковская (сопрано)
Лауреат Международных конкурсов
вокалистов им. Н. Шпиллер «Шедевры русской музыки», Competizionedell'Opera,
Cascais Opera, Открытого Всероссийского конкурса-фестиваля молодых вокалистов
им. Н.А. Обуховой
С 2016 по 2020 г. г. – солистка Академии молодых оперных певцов Мариинского театра . С 2022 года – солистка Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина.
Как солистка-вокалистка принимала участие в гастролях по 63 городам
Великобритании и Шотландии, по 30
городам Франции и Германии.
Елизавета Вайслейб
(меццо-сопрано)
Лауреат Международных конкурсов им. Рубинштейна, «Музыка без границ», «Musica classica», трижды лауреат Международного конкурса «Романсиада»
Проходила международную летнюю стажировку в Международной академии «Моцартеум» (Австрия). Как приглашенная солистка несколько раз выступала в вечерах вокальной музыки Молодежной программы Большого театра в Бетховенском зале. С 2024 г. – солистка Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина. Гастролировала в Испании, Германии, Словакии и CША.
Сослан Кусов (тенор)
Лауреат Второй премии и серебряной медали Международного конкурса им. Муслима Магомаева
Окончил в Российский институт театрального искусства – ГИТИС (мастерская Д.А. Бертмана). В сезоне 2020-2021 – участник Молодежной программы оперных артистов театра «Геликон-опера». С 2023 г. – солист Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина.
Владислав Бирюков (баритон)
Лауреат II Международного
конкурса Алисы Гицба
В рамках конкурса дал сольный концерт в Московском музыкальном театре «Геликон-опера». С 2020 по 2022 годы проходил стажировку в Центре оперного пения Г.П. Вишневской . С 2023 г. – солист Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина.
Ольга Волкова (скрипка)
Лауреат международных конкурсов
В семь лет дала первый сольный концерт на скрипке, а в десять дебютировала на сцене с симфоническим оркестром. Окончила Кёльнскую высшую школу музыки, обучалась в Музыкальной капелле королевы Елизаветы в Брюсселе.
В 2016 году стала самым молодым концертмейстером Симфонического оркестра Мариинского театра. С 2022 года – концертмейстер оркестра musicAeterna.
Московский государственный
симфонический оркестр
Создан в 1989 году. После назначения в 2017 на пост художественного руководителя Ивана Рудина коллектив стремительно развивается и покоряет новые творческие вершины. Среди заметных событий последних лет – гастроли по городам России и странам Европы, участие в международных фестивалях, в числе которых Транссибирский Арт-фестиваль, «Русские сезоны», ArsLonga. Коллектив принимал участие в последнем концертном туре оперной дивы Монсеррат Кабалье, в 2019 году состоялся знаковый дебют оркестра на сцене Берлинской филармонии.
Иван Рудин
Заслуженный артист Российской
Федерации (2022)
Иван Рудин – художественный руководитель Московского государственного симфонического оркестра, дирижер, пианист.
Он сотрудничал с такими выдающимися артистами, как Юрий Башмет, Наталия Гутман, Александр Лазарев, Юстус Франц, Маргарет Прайс, Владимир Крайнев, Эдуард Бруннер, Дмитрий Лисс, квартет Изаи и другими. В биографии Ивана Рудина записи на российских и западных телекомпаниях, радио и компакт-дисках, выступления на крупнейших музыкальных фестивалях. В 2019 году состоялся его дирижерский дебют на сцене Большого зала Московской государственной консерватории, за которым последовали гастроли по России и зарубежом. Одним из знаковых событий сезона 2020-2021 стала премьера симфонического спектакля «Война и мир» с участием артистов Анатолия Белого, Сергея Бурунова и Дарьи Мороз в зале Зарядье.
Летом 2022 года Иван Рудин был назначен на пост генерального директора Московского концертного зала «Зарядье».
Московский государственный
академический камерный хор (Хор Минина)
Коллектив, созданный в 1972 году Владимиром Мининым. В 2019 году хор возглавил Тимофей Гольберг. Репертуар коллектива включает в себя произведения самых разных жанров: от народных песен до музыки современных композиторов, от музыки барокко до популярных мюзиклов и опер. Хор записал более 30 дисков, в том числе на всемирно известной фирме Deutsche Grammophon.
Детский хор «Весна»
Победитель международных конкурсов, обладатель высшей европейской
хоровой награды «Гран-при Европы» (2000). В 2017 году хор вновь одержал победу
в конкурсе «Гран-при Европы», став единственным детским хором и единственным
хором из России, получившим награду дважды.
Возраст12+
Длительность2 часа с одним антрактом
РепертуарКонцерт
НаправленностьКонцерт