Театр в музыке. Мейерхольд и Козинцев

Театр в музыке. Мейерхольд и Козинцев
Концерт в 2-х отделениях
Концертный Пакгауз


М.Ф. Гнесин (1883–1957). «Еврейский оркестр на балу у Городничего», сюита из музыки для симфонического оркестра к спектаклю В. Мейерхольда «Ревизор» ор. 41 (1926)

С.С. Прокофьев (1891-1953). «Борис Годунов», музыка к неосуществленному спектаклю В. Мейерхольда op. 70 bis (1936)

Д.Д. Шостакович (1906-1975). «Клоп» музыка к спектаклю В. Мейерхольда по пьесе В. Маяковского op. 19 (1929)

«Король Лир» музыка к спектаклю Георгия Козинцева op.58а (1941)

«Король Лир» музыка к фильму Георгия Козинцева op.137 (1970)


Исполнители:

Солисты:

Мария Калинина (сопрано), лауреат международных конкурсов

Дмитрий Белянский (тенор), лауреат международных конкурсов

Георгий Екимов (бас), лауреат международных конкурсов

Сергей Теленков (бас), лауреат международных конкурсов

Евгений Фан (баритон)

Сергей Маковецкий (чтец)

 

Оркестр и хор Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина

Дирижер — Иван Великанов

Единственная совместная работа трех великих деятелей искусства 1920-х годов – Всеволода Мейерхольда, Дмитрия Шостаковича и Владимира Маяковского – это спектакль по пьесе «Клоп», написанной в жанре «феерической комедии».

Музыку к пьесе великий режиссер сначала хотел заказать Сергею Прокофьеву, но тот отказался, так как был занят сочинением нового балета для Сергея Дягилева. Тогда Мейерхольд обратился молодому Дмитрию Шостаковичу, который уже работал в его театре «начеммузчасти».

Первая встреча с Маяковским произвела на композитора странное впечатление. Поэт спросил: «Вы любите пожарные оркестры?» и далее объяснил, что характер их музыки будет наиболее точно соответствовать первой части комедии, вторая же часть должна быть «простой, как мычание».

Премьера пьесы состоялась в феврале 1929 года. Она стала ярким театральным событием и до конца сезона ставилась почти ежедневно. Общее число представлений на протяжении 3 сезонов превысило 150!

 

Творческий дуэт Дмитрия Шостаковича и режиссера Григория Козинцева (1905-1973) подарил миру множество фильмов и спектаклей. Среди них знаменитый «Гамлет», «Пирогов», «Белинский», «Одна» и другие. Композитор и режиссер начали работать еще в 1929 году над фильмом «Новый Вавилон» – первой в истории российского кинематографа картиной, к которой специально было сочинено музыкальное сопровождение. В марте 1941 года в Большом драматическом театре имени Горького в Ленинграде состоялась постановка спектакля Козинцева «Король Лир». В ней был отчетливо виден «мрак и ужас трагедии» государственного строя, который, как писал литературовед Наум Берковский, поощрял в людях самое низменное и карал за благородные поступки. На сцене стояли виселицы, что рождало ассоциации с советскими реалиями.

Через 30 лет после премьеры постановки Козинцев снял одноименный фильм, для которого частично была заимствована музыка из спектакля 1941 года. Над разработкой музыкального сопровождения вновь работал Шостакович. Одним из его принципов в работе над фильмом была самостоятельность музыкального произведения в кадре: оно не должно было следовать за событиями на экране, как это принято у таперов.

«…Музыка должна сочиняться вразрез с внешним действием, открывая внутренний смысл происходящего», - писал композитор.

 

Театр и театральность были незыблемыми маяками на творческом пути Сергея Прокофьева (1891-1953). Даже без сценического действия музыка его зримо рисует визуальные образы.

Спектакль «Борис Годунов» Мейерхольда, музыку к которому сочинял Прокофьев, так и не увидел свет из-за политической цензуры 1937 года, когда деятельность Мейерхольда подверглась резкой критике. В 1938 году его театр закрыли, в 1940 – режиссер был расстрелян.

В постановке Мейерхольда должен был использоваться изначальный полный текст «Бориса Годунова» 1825 года, еще не подвергшийся цензурным изменениям.

Считалось, что рукописные записи Мейерхольда и партитура Прокофьева пропали при аресте режиссера в 1939, но профессор музыки Принстонского университета Саймон Моррисон случайно обнаружил их в Российском государственном архиве литературы и искусства рукописи Мейерхольда и Прокофьева и опубликовал.

 

Михаил Гнесин (1883–1957) был известным композитором и педагогом. Именно Гнесин со своей супругой открыл известные на всю страну музыкальные училище и институт. Он воспитал целую плеяду композиторов, среди которых Арам Хачатурян и Тихон Хренников. Несмотря на активную просветительскую деятельность, крайне важной сферой деятельности для него оставалось сочинение музыки, которая была проникнута еврейскими мотивами.

С Всеволодом Мейерхольдом Гнесина сблизили интерес к символизму и увлечение античностью. Вскоре после знакомства композитор начал работать с актерами в театральной студии Мейерхольда по собственной системе «музыкального чтения» в античной драме и писать музыку на тексты античных трагедий для студийных постановок («Антигона», «Финикиянки»).

Когда Мейерхольд решил ввести еврейскую музыку для обострения трагикомических сцен в постановке пьесы Гоголя «Ревизор», Гнесин написал оркестровую сюиту-гротеск «Еврейский оркестр на балу у городничего». В первых представлениях партию рояля исполнял Дмитрий Шостакович.

 

Мария Калинина (сопрано)

Лауреат I степени международного конкурса «World Music Heritage» (2019), финалист Международного конкурса оперных певцов «Опералия» (2023)

С 2020 по 2022 г.г. стажировалась в Центре оперного пения им Г.П. Вишневской (класс Народной артистки СССР М.Ф. Касрашвили).

Принимала участие в международной музыкальной академии Зимнего фестиваля искусства под руководством Юрия Башмета (2022), в мастер-классах в рамках V международного музыкального фестиваля Ильдара Абдразакова (2022).

 

Сергей Теленков (бас)

Лауреат I премии Международного конкурса имени Маргариты Ланды (2019), III премии Международного конкурса «I’ll DONAUWELLE» (2021)

С 2016 по 2019 г.г. стажировался в Центре оперного пения Г.П. Вишневской (класс профессора, народного артиста России А.А. Лошака).

В 2019 г. стажировался в Оперной академии Монте-Карло, где его учителями были Давид Зобель, Самуэль Пала, Жан Ив Оссонс и Барбара Фриттоли. Итогом Академии стало сольное выступление на площадке театра Оперы Гарнье.

 

Георгий Екимов (бас)

Лауреат Meждународного конкурса вокалистов Vissi D'ARTE (2017)

Стажировался в Швейцарии («Opernwerkstatt», 2018), Китае (оперный фестиваль «iSING», 2019), Италии (AccademiaRossiniana «AlbertoZedda», 2022). С 2017 года – солист Московского музыкального театра «Геликон-опера».

Выступал в концертных программах в Монреале, Валенсии, Шанхае.

 

Дмитрий Белянский (тенор)

Лауреат I степени Московского международного Фестиваля Славянской музыки (2016)

С 2014 г. – артист хора Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина, с 2023 года – солист оперной труппы театра. Дебютировал в партии Тони («Мистер икс»).

Участвовал в абонементе «Битва титанов» под управлением Фабио Мастранджело, где исполнял партию Ремендадо («Кармен»).

 

Иван Великанов (дирижер)

В 2009 г. окончил композиторский факультет МГК (класс Романа Леденёва), в 2012 — там же факультет оперно-симфонического дирижирования (класс Геннадия Рождественского). Дополнительно занимался игрой на органе и клавесине.

В 2009 г. основал первый в России ансамбль исторических духовых инструментов AltaCapella и стал его художественным руководителем.

В 2014 г. создал и возглавил Камерный оркестр Тарусы.

В 2011-16 г.г. — художественный руководитель организованного им Международного фестиваля музыки и танца эпохи Возрождения La Renaissance (Москва).

Как дирижер работал разных сценах Большого театра, в Московском академическом детском музыкальном театре им. Н. И. Сац, в Государственном академическом театре оперы и балета Республики Саха им. Д. К. Сивцева, Московском академическом музыкальном театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, Михайловском театре, в Новосибирском государственном академическом театре оперы и балета, Красноярском театре оперы и балета им. Д. А. Хворостовского.

С 2018 г. — дирижёр Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета.
С 2022г. — дирижёр Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина.


Возраст12+

Длительность2 часа 00 минут с одним антрактом

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

отзывы (0)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо