«Ужель та самая Татьяна…»

24 января накануне Татьяниного дня Нижегородский театр оперы и балета по традиции приглашает на оперу П. И. Чайковского «Евгений Онегин».

В марте 1877 года певица Елизавета Лавровская посоветовала Чайковскому написать оперу на сюжет романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Он решился не сразу, преклоняясь перед гением Поэта и ответив, что «Онегин» — «святая книга», к которой он и во сне не осмелился бы прикоснуться. Но затем вдохновенно взялся за работу, поставив в центр повествования характеры, чувства и взаимоотношения пушкинских героев. Петр Ильич назвал новое произведение «лирическими сценами».  

В это время Чайковский получает страстные любовные послания от двадцатичетырехлетней студентки консерватории Антонины Милюковой, которую едва ли встречал когда-нибудь и к которой не испытывал никаких чувств. Он, так же, как и Онегин, холодно отвечает, что не может дать ей взаимной любви. Но получив от Милюковой новое страстное письмо, едет к ней и решается на женитьбу. Три недели спустя Петр Ильич спасается от брака бегством.

Интересно, что сначала Чайковский хотел назвать оперу «Татьяна Ларина». В результате он сохранил для нового сочинения пушкинский заголовок «Евгений Онегин», но не изменил свое отношение к Татьяне как к главной героине оперы. В письме к брату Модесту Ильичу Чайковскому композитор признавался: «… я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку потому, что меня к этому тянет».

Прежде всего была написана знаменитая сцена письма Татьяны —  первая грандиозная по размерам моно сцена в истории музыки, ставшая одним из самых популярных и исполняемых оперных фрагментов. Каждая певица и каждый режиссер стараются по-своему раскрыть в ней образ героини, делясь со слушателями чувствами, сконцентрированными здесь. Примечательно, что экспрессивная, наполненная восторгом мелодия, звучащая на словах Татьяны «Пускай погибну я, но прежде…» в сцене письма, повторится в финальной сцене оперы: ее будет петь Онегин со словами «Увы! Сомненья нет, влюблен я…». Этим Петр Ильич показывает абсолютно одинаковые состояния двух героев, но в разное время и иных обстоятельствах.

24 января в партии Татьяны Лариной дебютирует солистка нижегородской оперы Екатерина Ясинская. Она пополнила труппу после прослушивания в 2019 году и уже знакома зрителям по партии Земфиры в опере С.В. Рахманинова «Алеко». Так же зрители познакомятся с новым солистом Артемом Голубевым – Ленский, и в первый раз в партии Гремина услышат Рустама Касимова, дебютировавшего в прошлом сезоне  на нашей сцене в партии Кончака в опере А. Бородина «Князь Игорь».

Кроме дебютов, зрителей ждет встреча с уже известными и любимыми солистами: в партии Евгения Онегина – Олег Федоненко, в партии Ольги – Ольга Борисова. За дирижерским пультом – Сергей Вантеев.

Такое количество ярких молодых солистов как нельзя лучше соответствует оригинальному замыслу композитора: П.И. Чайковский написал оперу «Евгений Онегин» для студентов Московской консерватории и хотел, чтобы солисты по возрасту и искренности чувств были близки к героям романа в стихах А.С. Пушкина.

Начало спектакля в 18.00.