Вайнберг. Локшин. Верешш. Бриттен.

Концерт в 2-х отделениях

Концертный зал «Пакгауз» 

Продолжительность 1 час 40 минут


Дирижер — Иван Великанов


Солисты:

Надежда Павлова (сопрано), заслуженная артистка России

Александр Миминошвили (баритон), лауреат международных конкурсов

Мария Сурначева (гобой), лауреат международных конкурсов

Осип Чебурашкин (кларнет), лауреат международных конкурсов

Оркестр La Voce Strumentale


Программа концерта:


М. Вайнберг (1919-1996). Концерт для кларнета и струнных (1970), op.104. 

Солист — Осип Чебурашкин (кларнет)

Allegro

Andante

Allegretto


А. Локшин (1920-1987). Симфония № 5 для баритона и камерного оркестра «Сонеты Шекспира» (1969)

Солист — Александр Миминошвили (баритон)


Ш. Верешш (Sándor Veress 1907-1992). Концертная пассакалия для гобоя и струнного оркестра (1961) (посвящается Хайнцу Холлигеру). Солист — Мария Сурначева (гобой)

Andante con moto

Allegro scherzando

Andante parlando 

Molto allegro 


Б. Бриттен (Benjamin Britten 1913-1976). Вокальный цикл «Les Illumination» («Озарения») на стихи Артюра Рембо (1854–1891) для высокого голоса и струнных (1939), op. 18.

 Солист — Надежда Павлова (сопрано)

«Fanfare» ׀ «Фанфара» 

«Villes» ׀ «Города» 

«Antique» ׀ «Антика» 

«Royauté» ׀ «Царствование» 

«Marine» ׀ «Морской пейзаж»

Interlude ׀ Интерлюдия 

«Being beauteous» ׀ «Воплощение красоты»

«Parade» ׀ «Парад» 

«Départ» ׀ «Уход»  


В программе концерта звучит музыка ХХ века. Голосами великолепных певцов и самых «человечных» инструментов, оживающих от дыхания блестящих исполнителей. 

Моисей Вайнберг — композитор, родившийся в Польше и бежавший от ужасов нацизма в 1939 году в Советский Союз. «Один из самых выдающихся композиторов современности», — говорил о нем Дмитрий Шостакович. В судьбу Вайнберга вмешались Вторая мировая и Великая Отечественная войны, сталинские репрессии. Но несмотря на испытания, любовь к Человеку композитор сохранил на всю жизнь, сделав Любовь основной темой своего творчества.  Мечислав Вайнберг написал Концерт для кларнета и струнных инструментов в 1970 году, через два года после оперы «Пассажирка». Эти произведения роднит тема человека в тревожном и враждебном мире. Как говорил сам композитор: «Самое важное? — «Пассажирка». Все остальные — это тоже «Пассажирка». Вайнберг так и не услышал исполнение кларнетового концерта. Мировая премьера сочинения состоялась в 2012 году в Германии (г. Гейдельберг) спустя 42 года после написания. 

Вокальная симфония — жанр, не так часто появляющийся в творчестве композиторов. В ХХ веке его продолжил русский композитор Александр Локшин, ученик Н.Я. Мясковского, один из самых ярких представителей композиторской плеяды середины века. В качестве дипломной работы он написал симфонию «Цветы зла» для сопрано и большого симфонического оркестра на стихи Ш. Бодлера (за что был изгнан из консерватории).  Из 11 симфоний, созданных Локшиным, только Четвертая не имеет вокальной партии. Композитор мастерски вписывал голос в симфоническую ткань, представляя его одним из инструментов оркестра.  Самая известная из его симфоний — №5 «Сонеты Шекспира», написанная в 1969 году. В её основе два сонета английского классика — LXVI и LXXIII. Композитор дает возможность выбора исполнителям — петь на языке Шекспира или в переводе Бориса Пастернака, подчеркнув художественное значение поэзии обоих авторов. Выбор сонетов не случаен. Каждый из них — разговор о дружбе и разлуке, жизни и смерти, о несправедливости бытия. Сокровенность размышления подчёркивает камерный состав оркестра и тембр альта, вторящий голосу. Судьба Александра Локшина и посвящение Симфонии Рудольфу Баршаю — словно иллюстрация строк сонета: Tired with all these, from these would I be gone, Save that, to die, I leave my love alone…/ Измучась всем, не стал бы жить и дня, Да другу трудно будет без меня.

Шандор Верешш — классик венгерской музыки. Он учился у Белы Бартока и Золтана Кодаи. Верешш преподавал в Будапештской музыкальной Академии Ференца Листа и Бернской консерватории. Его учениками были Дьёрдь Лигети, швейцарские композиторы Юрг Виттенбах, Герхард Хольцер, Роланд Мозер, Хайнц Холлигер и другие. Именно Холлигеру — дирижеру, композитору, крупнейшему гобоисту ХХ века — Верешш посвятил Концертную пассакалию. «Вереш был моим первым учителем, которому я обязан практически всем», — писал Холлигер.

Композитор, пианист, дирижер, возрождавший английскую оперу, преклонявшийся перед поэзией Пушкина, высоко ценивший творчество Шостаковича, протестовавший против войны, получивший титул барона за несколько месяцев до кончины — все это о выдающемся композиторе ХХ века Бенджамине Бриттене. Он писал симфоническую и камерную музыку, крупные хоровые сочинения и небольшие вокальные циклы. «Les Illuminations» на стихи французского поэта Артюра Рембо появились в 1939 году и получили посвящение Софи Висс, сопрано, спевшей премьеру в Лондоне 30 января 1940 года. Бриттена на премьере не было. Позже он исполнял этот цикл вместе с тенором Питером Пирсом.  «Произведение редкостного обаяния и «прилипчивости», когда непростая музыкальная ткань и тем более непростой текст заходят и не отпускают, словно попсовый шлягер», — так охарактеризовала этот цикл критик и музыковед Любовь Морозова. Чувственные, порой саркастичные, иногда по-ярмарочному бесшабашные «Les Illuminations» высвечивают самые яркие краски предвоенной Европы. Кстати, многие считают, что «Озарения» наиболее эмоционально и вдохновенно звучат в исполнение именно женского голоса.



Возраст12+

Длительность1 час 40 минут с одним антрактом

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

Пресса о спектакле

Музыкальный клондайк - автор Олеся Дедова

https://www.muzklondike.ru/events/ottenki-xx-veka

отзывы (1)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо