«Витражи соборов» — Шопен, Респиги, Мессиан»
Концерт в 2-х отделениях
Концертный Пакгауз
Продолжительность 2 часа 10 минут
Исполнители:
Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского театра оперы и балета имени А.С, Пушкина
Дирижер — Федор Безносиков, лауреат международных конкурсов
Солист — Сергей Каспров (фортепиано), лауреат международных конкурсов
Программа концерта:
1 отделение
Ф. Шопен (Frédéric François Chopin 1810-1849). Концерт для фортепиано с оркестром №1 e-moll op. 11 (1830), посвящён Ф. Калькбреннеру. Партия фортепиано исполняется на историческом рояле фирмы «Erard»
Allegro maestoso
Romance: Larghetto
Rondo: Vivace
2 отделение
О. Мессиан (Olivier Eugène Charles Prosper Messiaen 1908-1992). «Le tombeau resplendissant» / «Гроб сияющий», для оркестра (1931)
О. Респиги (Ottorino Respighi 1879–1936). «Vetrate di Chiesa» / «Церковные витражи», четыре симфонических впечатления P. 150 (1926)
La fuga in Egitto / «Бегство Святого семейства в Египет»
S. Michele Arcangelo / «Архангел Михаил»
Il mattutino di S. Chiara / «Святая Клара Ассизская»
S. Gregorio Magno / «Святой Григорий Великий»
«Человек никогда не бывает всегда счастлив, и очень часто в этом мире ему дается лишь короткий период счастья; так зачем же отказываться от этого сна, который не может длиться долго?», — эти слова принадлежат польскому композитору Фредерику Шопену.
В концертном Пакгаузе состоится счастливая встреча с высокой музыкой. В исполнении известного пианиста, лауреата международных конкурсов Сергея Каспрова, оркестра La Voce Strumentale под руководством одного из самых ярким молодых дирижеров, лауреата международных конкурсов Федора Безносикова прозвучат произведения великого романтика Ф. Шопена, французского композитора XX века О. Мессиана и представителя итальянского симфонизма О. Респиги. Их музыка очень индивидуальна, но в творчестве этих композиторов есть общая черта — высочайшая духовность и человечность, выросшие из глубокой веры.
Блестящий пианист и утонченный романтик Фредерик Шопен (Frédéric François Chopin 1810-1849) был очень закрытым человеком. Он бережно хранил свои чувства от посторонних, доверяя только клавишам рояля. Видимо поэтому среди его произведений так мало оркестровой музыки. Шопену было всего 20 лет, когда он написал два концерта для фортепиано с оркестром — единственные в этом жанре в его творчестве. Стимулом к созданию фортепианных концертов стали выступления в Варшаве именуемого «Наполеоном фортепиано» австрийского пианиста Иоганна Гуммеля и легендарного скрипача Никколо Паганини. Роскошная партия солиста, деликатно поддерживаемая оркестром, соткана из утонченной шопеновской кантилены, виртуозных пассажей, танцевальных ритмов — той вдохновенной искренности, которой наполнено фортепианное творчество композитора. Концерт e-moll на самом деле был написан вторым, но, опубликованный первым, стал № 1. «...впечатление ласкового взгляда туда, где думается о тысяче дорогих воспоминаний», — писал Фредерик Шопен о концерте одному из близких друзей Титусу Войцеховскому.
Впервые Концерт для фортепиано с оркестром №1 e-moll op. 11, другу и коллеге композитора, выдающемуся педагогу Фридриху Калькбреннеру, прозвучал в Варшаве в 1830 году. Солировал сам Фредерик Шопен, заслужив восторженные овации как блестящий исполнитель и автор великолепного сочинения. Премьеру Концерта в Париже критики сопровождали словами: «фантазия и оригинальность».
Французский композитор, участник группы «Jeune France» / «Молодая Франция» Оливье Мессиан (Olivier Eugène Charles Prosper Messiaen 1908-1992) создал свой неповторимый стиль, в котором звучат небесные голоса и птичьи трели. Обладая «цветным слухом», он выстраивал звуковую палитру произведения по собственным законам, которые исследователи его творчества назвали «витражным» мышлением: мелодические, тембровые, ритмические высказывания складываются в яркие мозаичные полотна. Одним из важнейших смыслов жизни Мессиана была вера в Господа. В 1931 году, окончив Парижскую консерваторию, он поступил на службу в качестве органиста в парижскую церковь Святой Троицы и остался там на долгие 60 лет. Создание музыки композитор считал благоволением высших сил: «Настоящая музыка, то есть духовная, музыка, которая может быть актом веры; музыка, которая может касаться всех предметов, не переставая касаться Бога...». Мессиан постоянно обращался к христианским сюжетам, признаваясь, что «Моя вера - великая драма моей жизни. Я верующий, поэтому я пою слова Бога тем, у кого нет веры». Одним из первых оркестровых сочинений композитора стала симфоническая поэма «Le tombeau resplendissant» / «Гроб сияющий» — красивейшее и редко-исполняемое сочинение, посвященное главной святыне христианского мира Гробу Господню.
Творчество мастера программного симфонизма, итальянского композитора Отторино Респиги (Ottorino Respighi 1879–1936) невозможно отнести к какому-либо конкретному стилистическому направлению. Он изучал творчество импрессионистов и неоклассиков, сочинял балеты для Дягилевской труппы и призывал к возрождению романтических традиций. Увлекаясь стилем барокко и сохранением наследия великих композиторов-предшественников, Респиги создавал транскрипции барочных сочинений, включая Чакону И.С. Баха для знаменитого дирижера Артуро Тосканини, а первую известность ему принесла оркестровка утерянных фрагментов оперы композитора XVII века К. Монтеверди «Ариадна». В начале ХХ века Респиги служил концертмейстером группы альтов в оркестре Санкт-Петербургского Русского императорского театра, где встретился с великим оперным «сказочником» Н.А. Римским-Корсаковым. Занятия с русским композитором подарили музыке итальянца тембровую выразительность и по-русски широкую кантилену. Важной составляющей творческого наследия композитора стали произведения на христианские темы. По воспоминаниям его жены и ученицы, певицы и композитора Эльзы Оливьере-Санджакомо, работая над духовными сочинениями, Респиги испытывал «мистический восторг глубокого религиозного чувства». В 1919 году композитор создает фортепианный цикл из трех прелюдий на темы григорианского хорала. В 1926 году на основе этого цикла были написаны Четыре симфонических впечатления «Церковные витражи». Исследователи творчества Респиги предполагают, что изначально пьесы не относились к каким-либо конкретным витражным полотнам. Только после создания «симфонических впечатлений» друг композитора, автор либретто большинства опер Респиги, итальянский литератор Клаудио Гуасталла (Claudio Guastalla 1880-1948) предложил духовные образы для четырех пьес и название «Vetrate di Chiesa» / «Церковные витражи», органично дополнившие эту красочную и возвышенную музыку.
Федор Безносиков, дирижер
Лауреат II премии Второго Международного конкурса скрипачей имени В. Спивакова в Уфе, II премии IV Международного конкурса скрипачей имени Ю. И. Янкелевича в Омске, Гран-при VIII Международного музыкального фестиваля в Лутраки, Греция, лауреат первой степени Фестиваля романтической музыки в Москве. В составе фортепианного трио завоевал первую премию XV Международного конкурса камерных ансамблей имени М. Юдиной в Санкт-Петербурге, вторую премию Второго Всероссийского конкурса камерных ансамблей и третью премию Третьего Международного конкурса камерных ансамблей имени Н. Рубинштейна.
Стипендиат благотворительного фонда «Новые имена» и международного благотворительного фонда Владимира Спивакова, дважды обладатель премии Президента РФ по поддержке талантливой молодёжи.
Окончил Московскую государственную консерваторию имени П.И.Чайковского как скрипач ( класс народного артиста России профессора В. М. Иванова 2017), ассистентуру-стажировку МГК имени П. И. Чайковского по специальностям сольное и камерное исполнительство. В настоящее время — преподаватель Московской консерватории по классу скрипки.
Участвовал в мастер-классах многих знаменитых педагогов по всему миру, включая такие имена, как З. Брон, Ш. Минц и В. Реддик.
С 2016 по 2020 г.г. являлся артистом Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы» под управлением Владимира Спивакова.
С 2023 г. — дирижер Московского академическом Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, приглашенный дирижер Московского театра «Новая опера» имени Е.В. Колобова.
В настоящее время ведет активную концертную деятельность в качестве солиста и участника камерных ансамблей. Участник Пятого международного фестиваля камерных ансамблей в Зальцбурге (Австрия).
Сольно, в составе камерных ансамблей и в составе оркестра выступал на многих престижных площадках мира, включая Большой зал Московской консерватории, Концертный зал имени П. И. Чайковского, Карнеги-холл в Нью-Йорке, Чикаго симфони-холл, Мюзикферайн в Вене, Берлинская Филармония, Моцартеум в Зальцбурге. Гастролировал с концертами в Германии, Испании, Эстонии, Китае, Австрии, США.
В качестве солиста выступал с такими оркестрами, как ГКО «Виртуозы Москвы» под управлением В. Спивакова, Оркестр Центра имени П. Слободкина, Камерный оркестр МГК имени П. И. Чайковского под управлением Ф. Коробова, Омский филармонический симфонический оркестр под управлением Д. Васильева и другими.
Сергей Каспров (фортепиано)
Лауреат международных конкурсов имени М. В. Юдиной (Гран-при), имени Николая Рубинштейна и имени Александра Скрябина в Париже.
Окончил Московскую государственную консерваторию имени П. И. Чайковского по специальностям «фортепиано и исторические клавишные инструменты» (класс народного артиста России, профессора А. Б. Любимова) и «орган» (класс заслуженного артиста России, профессора А. А. Паршина) и ассистентуру-стажировку вуза. В дальнейшем совершенствовался в Schola Cantorum в Париже под руководством профессора Игоря Лазько как стипендиат Французского Правительства (2004).
С 2007 г. — преподаватель в МГК имени П.И. Чайковского.
В 2021–2023 гг. преподавал в Гонконге по приглашению всемирно известного китайского пианиста Лю Ши Куня.
С 2015 г. сотрудничает с японским концертным агентством IMC, выступая на престижных сценах Японии, среди которых Сантори-холл, театр Бунка Кайкан, Топпан-холл и другие.
Записи музыканта транслировались на волнах радиостанций «Орфей», Би-би-си, FranceMusiqueи RadioKlara. Сольный альбом пианиста Exploring Time With My Piano (Alpha, 2014) был отмечен премиями Chocde Classica и Diapasondécouverte.
Ведет активную концертную деятельность, выступая на крупнейших концертных площадках Европы. Участник фестивалей в Ла-Рок-Д’Антероне (Франция), Руре (Германия), замке Графенегг и Санкт-Галлене (Австрия), Klara Festival в Бельгии, «Шопен и его Европа» и «Музыкальные сады» в Варшаве, Musicales Internationales Guil Durance (Франция), «Площадь искусств» (Санкт-Петербург), «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» (Москва).
Выступал с известными коллективами, в числе которых Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Санкт-Петербургский академический симфонический оркестр, Камерный филармонический оркестр (La Chambre Philharmonique) в Париже, Симфонический оркестр Токио и другие. Сотрудничал с такими дирижерами, как В. Альтшулер, А. Штейнлухт, В. Вербицкий, Э. Кривин, А. Рудин.
Помимо современного рояля играет на исторических клавишных инструментах – хаммерклавире и романтическом фортепиано.
Возраст12+
Длительность2 часа 10 минут с одним антрактом
РепертуарКонцерт
НаправленностьКонцерт
* Театр оставляет за собой право замены исполнителей