Вокальные круги Шостаковича

Концертный Пакгауз

Вокальные круги Шостаковича 

Концерт в 2-х отделениях

Продолжительность 2 часа 20 минут 


1 отделение:

Д. Д. Шостакович (1906-1975).  «Четыре романса» ор.46 (1936).  Исп. Георгий Екимов  

Б. А. Чайковский (1925-1996). «Лирика Пушкина», вокальный цикл для голоса и фортепиано (1972). Исп. Татьяна Иващенко

Г. В. Свиридов (1915-1998). «Шесть романсов на слова А. С. Пушкина» (1935). Исп. Сергей Писарев 

2 отделение:

М. С. Вайнберг (1919-1996). Еврейские песни (Тетрадь №1 «Детские песни») на слова И.-Л. Переца (1852-1915) для сопрано и ф-но, op.13 (1943). Исп. Екатерина Ясинская

Б.А. Чайковский (1925-1996). «Знаки Зодиака», кантата для сопрано, клавесина и струнного оркестра в переложении для голоса и фортепиано А. Спивака и Е. Соколовой (1974). Исп. Татьяна Иващенко 

Д. Д. Шостакович (1906-1975). «Четыре монолога на слова Пушкина» ор. 91 (1952). Исп. Георгий Екимов  





Исполнители:

Георгий Екимов (бас), лауреат международных конкурсов 

Татьяна Иващенко (сопрано), лауреат международных конкурсов

Екатерина Ясинская (сопрано), лауреат международных конкурсов

Сергей Писарев (тенор), лауреат международных конкурсов

Ксения Цендра (фортепиано), лауреат международных конкурсов

Ольга Онац (фортепиано), лауреат международных конкурсов

Людмила Горохова (фортепиано)


Георгий Екимов (бас)

Лауреат Meждународного конкурса вокалистов Vissi D'ARTE (2017)

Стажировался в Швейцарии («Opernwerkstatt», 2018), Китае (оперный фестиваль «iSING», 2019), Италии (Accademia Rossiniana «Alberto Zedda», 2022). С 2017 года – солист Московского музыкального театра «Геликон-опера». 

Выступал в концертных программах в Монреале, Валенсии, Шанхае. 


Татьяна Иващенко (сопрано) 

Обладатель Гран-при Международного конкурса на лучшее исполнение вокальных сочинений Б. Чайковского «Что нам оставил XX век» (2018), финалистка XI Международного конкурса оперных певцов им. Г. Беначковой (2018)

В 2015 году окончила факультет музыкального театра РУТИ «ГИТИС» (мастерская заслуженного деятеля искусств РФ, профессора В.Б. Рябова, класс заслуженной артистки РФ, доцента Т.В. Куинджи). В 2019 году окончила ассистентуру-стажировку АХИ им. В.С. Попова по специальности «Искусство вокального исполнительства» (класс заслуженной артистки РФ, профессора С.И. Оссовской).

Участвовала в нескольких сезонах Международной творческой школе вокального мастерства Елены Образцовой (2015-2017).

C 2020 года – солистка Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина. 

Участвовала в мастер-классах Г. Писаренко, Д. Вдовина, С. Нестеренко, Л. Гергиевой, Michael Paul, Gianluca Pagliuso, Sabrina Trojse.


Екатерина Ясинская (сопрано)  

Лауреат Международного Конкурса им. Ипполитова-Иванова (2011)

Лауреат Международного конкурса оперных певцов «Санкт-Петербург» (2017)  

В 2014 году с отличием окончила вокальный факультет Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс Народной артистки РСФСР, профессора Г.А. Писаренко), в 2016 – ассистентуру-стажировку. С 2014 года проходила стажировку в Центре оперного пения им. Г.П. Вишневской (класс народной артистки СССР М. Ф. Касрашвили). С 2016 по 2020 годы – солистка Центра. 

В качестве солистки принимала участие в международном проекте «Viva il conte Zakrevskij!» в честь 230-летия со дня рождения генерала графа А.А. Закревского (Италия, 2016), в фестивале Русской музыки в Рязани (2019).

С 2020 года – солистка Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина.


Сергей Писарев (тенор)  

С 2005 по 2011 годы обучался на факультете сольного пения в Академии хорового искусства имени В.С. Попова (класс профессора Д.Ю. Вдовина).

С 2010 года – солист арт-проекта «ТенорА XXI века».

С 2014 по 2017 годы был солистом Лейпцигского оперного театра.

Гастролировал в Японии, Мексике, США, Германии, Франции, Швейцарии, Канаде, Бельгии, Италии. 

С 2020 года – солист Московского театра «Новая Опера» имени Е.В. Колобова».

С 2023 года – солист Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина. 


Ксения Цендра (фортепиано) 

Лауреат международных конкурсов 

В 2010 году окончила Нижегородскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки по специальности «Фортепиано» (класс доцента Л.Д. Боголюбовой).

В 2012 году награждена Благодарностью Министра культуры Забайкальского края. 

В 2018 году награждена Благодарностью Министра культуры Нижегородской области. 

С 2013 года года член Российской гильдии пианистов-концертмейстеров. 

С 2013 года – концертмейстер по классу вокала оперной труппы Нижегородского академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина. 


Ольга Онац (фортепиано) 

Лауреат международных конкурсов

В 2015 году окончила Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова по специальности «Фортепиано» (класс заслуженного артиста РФ О.Ю. Малова и доцента Г.В. Сандовской.)

С 2015 года – концертмейстер оперной труппы Приморского театра оперы и балета. С 2016 года – концертмейстер оперной труппы Приморской сцены Мариинского театра.

В 2016-2017 годах проходила стажировку в Мариинском театре. Участвовала в подготовке и проведении Первого и Второго международного Дальневосточного  фестиваля «Мариинский».

С 2017 года – концертмейстер Нижегородского академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина.



Концерт посвящен вокальному творчеству Дмитрия Шостаковича и композиторов его круга.

В творчестве Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906-1975) вокальные произведения занимают особое место. Он писал музыку на стихи Микеланджело Буонаротти и Шекспира, Саши Черного и Евгения Долматовского, великих русских поэтов Пушкина, Лермонтова, Тютчева… Цикл «Четыре романса» ор.46, написанный в 1936 году на стихи Пушкина, музыковеды считают первым «классическим» вокальным сочинением композитора. Последовательность 4 романсов напоминает симфонический цикл с его драматичной первой частью, лиричной «танцевальностью» середины, давящим трагизмом финала. Интересно, что за исключением «Юношу, горько рыдая», стихи, выбранные для этого цикла, не использованы ранее композиторами. Продолжение пушкинской темы последовало в 1952 году. «Четыре монолога на слова Пушкина» ор. 91 написаны на стихи Поэта, которые после всех событий середины ХХ века воспринимаешь по-особому — современно, трагично, с горечью.    


Борис Александрович Чайковский (1925-1996) — один из выдающихся композиторов ХХ века. Ученик Д. Шостаковича, он остается признанным симфонистом и мастером инструментальной музыки. Свои вокальные сочинения на стихи великих русских поэтов А. Пушкина, М. Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Блока, М. Цветаевой Чайковский предпочитал объединять в циклы, считая, что так наиболее полно раскрывается смысл взятых для них текстов. Цикл «Лирика Пушкина» написан в 1972 году. Композитор отобрал стихи, проводящие исполнителей и слушателей от размышления и созерцания через молитву и надежду к воспоминаниям и протесту. Надо сказать, что этот цикл редко исполняется на концертах из-за его сложной вокальной партии и высочайших требований к ансамблю голоса и фортепиано. Услышать «Лирику Пушкина» Б. Чайковского со сцены — редкая счастливая возможность.

В цикле «Знаки Зодиака» Чайковский объединил поэтов, которых сложно представить вместе: лирик Федор Тютчев, символист Александр Блок, трагическая поэтесса Серебряного века Марина Цветаева, поэт-философ Николай Заболоцкий. У каждого из них своё отношение к миру и событиям. Но после соединения строф с музыкой Бориса Чайковского, оказывается, что все они говорят об одном и том же: о Человеке, внутри которого - огромный мир. 


Мечислав Самуилович Вайнберг (1919-1996) считал себя последователем творчества Д. Шостаковича. Он писал: «Я – ученик Шостаковича, хотя не провел с ним ни часа урока, считаю себя учеником, плотью от плоти». Темы детства и войны проходят через все творчество композитора. Война настигала Вайнберга не единожды: в 1939 году он бежал из оккупированной фашистами Польши в Белоруссию, а в 1941 году с началом Великой отечественной войны эвакуировался в Ташкент. В 1943 году появился первый детский опус композитора «Еврейские песни» Тетрадь №1 «Детские песни» на слова И.-Л. Переца. Вайнберг ещё не знал наверняка, но видимо предполагал, что семья, с которой он расстался в Польше, погибла, и связь с детством — теплым и безоблачным — оборвалась.  Короткие стихи Переца, похожие скорее на потешки или ребячьи игры, у Вайнберга становятся размышлением о людских судьбах. 


Ученик Д. Шостаковича композитор Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998) восхищался «божественной простотой» Пушкинского слова. На стихи великого поэта он создал романсы, хоровые сочинения, знаменитую музыку к к/ф «Метель». Самым первым его пушкинским произведением стал вокальный цикл «Шесть романсов на слова А. С. Пушкина», написанный девятнадцатилетним композитором и принесший ему известность. Музыковед Майя Элик отметила, что «это был живой Пушкин, помолодевший на сто лет, и потому несколько неожиданный». Через много лет Георгий Свиридов писал в своих дневниках: «1935 год. «Пушкинские романсы» — переменили мою жизнь».


Возраст12+

Длительность2 часа 20 минут с одним антрактом

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

отзывы (0)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо