Яначек — певец славянской души

Концерт в 2-х отделениях

Концертный зал «Пакгауз» 30.11.2024 

Продолжительность 1 час 40 минут


Исполнители:

Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина

Дирижёр — Владислав Лаврик, заслуженный артист России (2021), лауреат премии Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры (2015), лауреат международных конкурсов: Конкурс молодых трубачей им. Т. Докшицера (1994, 1996), Международный конкурс «Классическое наследие» (1994), Московский международный конкурс трубачей (2000)


Солисты:

Сергей Кузьмин (тенор), лауреат международных конкурсов

Сергей Писарев (тенор), лауреат международных конкурсов

Татьяна Иващенко (сопрано), лауреат международного конкурса

Светлана Ползикова (сопрано), лауреат международных конкурсов

Елена Сизова (сопрано), лауреат международных конкурсов 

Карина Хэрунц (меццо-сопрано), лауреат международного конкурса 

Карина Шагова (фортепиано)



Программа концерта:

Л. Яначек (Leoš Janáček1854-1928).

Каприччио «Vzdor»/«Вызов» для фортепиано и духовых JW 7/12 (1926) 

Allegro

Adagio

Allegretto

Andante


Концертино для фортепиано, 2-х скрипок, альта, кларнета, валторны и фагота JW 7/11 (1925) 

Moderato

Piu mosso

Con moto

Allegro


«Zápisník zmizelého»/ «Дневник исчезнувшего», цикл песен на стихи Й. Калды (Josef Kalda 1871-1921) для тенора, альта, 3 женских голосов и ф-но JW 5/12 (1917-1919)

«Traf eine junge Zigeunerin» / «Познакомился с молодой цыганкой»

«Ist sie noch immer da» / «Она все еще там»

«Wie der Glühwürmchen Spiel» / «Подобно игре светлячков» 

«Zwitschern im Nest schon die Schwalben» / «Ласточки уже щебечут в гнезде»

«Heut` ist`s schwer zu pflügen» / «Трудно пахать сегодня»

«Heiss! ihr grauen Ochsen!» / «Хей! Вы, серые волы!»

«Wo ist das Pflöcklein hin» / «Куда делся колышек?»

«Seht nicht, ihr Ochselein» / «Не смотрите, маленькие волы»

«Sei willkommen, Jan» / «Добро пожаловать, Ян»

«Gott dort oben, sag» / «Боже, там, наверху, скажи» 

«Von der Heidin Wangen» / «Как гречихой тянет»

«Dunkler Erlenwald» / «Темный ольховый лес»

Piano solo / Соло фортепиано

«Sonn` ist aufgegangen» / «Солнце взошло»

«Meine grauen Ochsen» / «Мои серые быки»

«Was hab` ich da getan?» / «Что я сделал?»

«Flieh, wenn das Schicksal ruft» / «Беги, когда судьба зовет»

«Nichts mehr denk ich» / «Думаю, больше ничего»

«Wie die Elster wegfliegt» / «Как сорока улетает»

«Hab` ein Jüngferlein» / «Есть девочка»

«Vater, dem Tag` fluch ich» / «Отец, я проклинаю тот день»

«Leb denn wohl, Heimatland» / «Прощай, Родина»


«Яначек… во всех своих сочинениях предстает каким-то редкостным человеколюбцем. Он был вроде Моцарта — человеком сложным в жизни и совершенно ангелоподобным в музыке, холериком и гуманистом», — говорил известный дирижер Петер Феранец о чешском композиторе, фольклористе, музыкальном теоретике, педагоге Леоше Яначеке (Leoš Janáček1854-1928). 

Яначек — один из создателей чешской музыки, в творчестве которого национальные черты стали определяющими. Из фольклорных экспедиций он привозил народные песни, сказы, записи голосов, заставляя все это звучать в своих сочинениях. Современники не сразу приняли самобытный музыкальный язык Яначека. Только после Первой мировой войны его сочинения обрели своих поклонников. Творчество композитора было тесно связано с русской культурой, его оперы «Катя Кабанова» и «Записки из мертвого дома» на тексты А. Н. Островского и Ф М. Достоевского прочно вошли в пантеон мировой оперной классики, а струнный квартет «Крейцерова соната», связанный с одноименным произведением Льва Толстого, по праву считается шедевром композиторской мысли Яначека.

В 1926 году Леош Яначек написал Каприччио «Vzdor» для фортепиано (партия левой руки) и духовых. Об этом сочинении композитора просил пианист Отакар Холлман, потерявший на фронте правую руку. Сначала отказавшись — «Но, дорогой мой, почему вы хотите играть с одной стороны, это то же самое, как танцевать, когда у вас есть только одна нога», — Яначек затем создал трогательную, свободную по форме, сложную для исполнителей музыку и назвал её «Vzdor»/ «Вызов», как вызов судьбе и музыкантам.

Концертино для фортепиано, 2-х скрипок, альта, кларнета, валторны и фагота было написано в 1925 году с посвящением пианисту-виртуозу Яну Хержману. Задуманное, как концерт для фортепиано с оркестром «Весна», оно трансформировалось в камерный концерт с комментариями Яначека: «Тема из первой части сравнивается с «сердитым ежом», которому Яначек как-то гуляя по лесу в шутку перекрыл вход в нору, кларнет во второй части с «вертлявой, скачущей с ветки на ветку белкой», третья часть с «совой и другими птицами ночью», и последняя часть — со «сценой из сказки, где все звери спорят друг с другом». Триумфальная премьера Концертино состоялась в Клубе моравских композиторов 16 февраля 1926 года. Произведение в этот вечер прозвучало два раза и вскоре стало одним из самых исполняемых сочинений композитора. 

Вокальный цикл «Zápisník zmizelého»/ «Дневник исчезнувшего» был написан Яначеком на стихи из сборника Йозефа Калды «Из-под пера писателя-самоучки». История деревенского юноши, влюбленного в цыганку Зефку (Жофку), вдохновила композитора на 30-минутный опус на чешском языке. В это время Яначек был влюблен в красавицу Камилу Стесслову, не ответившую на его чувства, но ставшую музой композитора. «Чернокожая цыганка в моем «Дневнике исчезнувшего» — это ты. Вот почему в этой работе так много эмоционального огня. Так много огня, что если бы мы оба вспыхнули, то превратились бы в пепел. ... И на протяжении всей работы я думал о тебе!», — писал Камиле композитор.



Возраст12+

Длительность1 час 40 минут с одним антрактом

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

отзывы (0)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо