Юлия Ситникова

Программа в 1 отделении


Исполнители:

Юлия Ситникова (сопрано), лауреат международного и всероссийского конкурсов

Ксения Цендра (фортепиано), лауреат международных конкурсов


Великая поэзия Александра Сергеевича Пушкина — вечный источник вдохновения для музыкантов. Основой программы концерта стали романсы на стихи Поэта. Интересно, что написаны они композиторами, очень разными по стилю и мироощущению.


Поэзия Пушкина сопровождала композитора Сергея Прокофьева всю жизнь. В 12 лет он написал оперу «Пир во время чумы». В середине 30-х годов ХХ века создал музыку к спектаклям «Борис Годунов» и «Евгений Онегин», к кинофильму «Пиковая дама». Шел 1937 год. Судьба этих сочинений была не слишком успешна. И не из-за музыки, а по причине, например, «политической неблагонадежности» Мейерхольда и его театра — как в «Годунове», или закрытии театра Таирова — «Онегин», или объявления «крутого поворота к современной тематике» — «Пиковая». В результате, по словам Прокофьева, «реальным откликом на пушкинское столетие» стали «Три романса на стихи Пушкина». Они были исполнены почти сразу и записаны на радио и телевидении. 

Английский композитор Бенджамин Бриттен несколько раз приезжал в Советский Союз. Результатом одной из поездок стал цикл романсов на стихи Пушкина «Эхо поэта». Сочинение он посвятил своим друзьям « Гале и Славе» — Галине Вишневской и Мстиславу Ростроповичу, которые стали первыми исполнителями цикла. Бриттен впервые писал музыку на русский текст, но, не смотря на это, ему «удалось проникнуть в самое сердце стиха», — утверждала Вишневская. Она вспоминала памятный вечер осени 1965 года, когда Питер Пирс и Бриттен репетировали этот цикл в Пушкинском доме: «Комната была погружена в полумрак — горели только две свечи. В тот момент, когда Бен [Бриттен] начал играть вступление [из «Стихов, сочиненных ночью  во время бессонницы»], в котором он изобразил ход часов, часы Пушкина начали бить полночь, и двенадцать ударов прозвучали синхронно с музыкой Бена. Мы все замерли. Портрет Пушкина смотрел прямо на Бена. Он был потрясен и бледен, но не переставал играть». Именно тогда Бриттену пришло в голову название для всего цикла – «Эхо поэта». (По материалам сайта Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина)

Пушкин постоянно звучал в творчестве русского композитора Георгия Свиридова. Георгий Васильевич восхищался «божественной простотой» пушкинского слова. На стихи великого поэта он создал романсы, хоровые сочинения, знаменитую музыку к к/ф «Метель». Но самым первым его пушкинским произведением стал вокальный цикл «Шесть романсов на слова А. С. Пушкина», написанный девятнадцатилетним композитором. Эти романсы принесли Свиридову известность. Российско-германский музыковед Майя Элик отметила, что «это был живой Пушкин, помолодевший на сто лет, и потому несколько неожиданный». Через много лет Георгий Свиридов писал в своих дневниках: «1935 год. «Пушкинские романсы» — переменили мою жизнь». 

В программу концерта вошли вокальные сочинения, написанные на стихи А. Блока и Саши Черного.

Первый сборник стихов Саши Черного (Александра Гликберга) «Сатиры» был выпущены в 1910 году и стал настолько популярен, что его пришлось переиздавать еще пять раз. В 1918 году поэт покинул Россию, и его творчество оказалось под запретом.

В 1960 году Евгений Чуковский, внук знаменитого Корнея Чуковского, принес Дмитрию Шостаковичу только что изданный томик стихов Саши Черного. Это было первое издание поэта, его «реабилитация»… Утром следующего дня поля книги украшали заметки и мысли о новых песнях. «Я люблю сатирические стихи Саши Черного — так появились музыкальные пять сатир на его слова…», — отвечал Дмитрий Дмитриевич на вопрос о написании цикла «Сатиры».

Через 50 лет вновь зазвучали стихи Черного, положенные на музыку Дмитрием Шостаковичем. Цитирование «Ах вы, сени»» рядом с «Весенними водами» Рахманинова, а «Крейцеровой сонаты» Бетховена рядом с «Чижиком-пыжиком» — словно протест против притворства, позерства, вселенской пошлости.

Иногда исследователи говорят, что «Сатиры» посвящены Галине Вишневской. Но композитор нигде это не указал. И не удивительно. Ведь даже при наличии «спасительного» подзаголовка «Картинки из прошлого» «реабилитированная» поэзия Саши Черного, да еще расцвеченная музыкой Шостаковича, долгое время оставалась неугодной сестрой разрешенного искусства.

Александра Блока часто называют «поэтом весны». Его любимая тема постоянно прорывается в стихах, воспевающих весеннее пробуждение, пьянящую чистоту, возрождение к новой жизни. Музыкальность, заложенная в поэзии Блока, стала огромной силой притяжения для Георгия Свиридова: «Стихи Блока очень трудны для музыкального прочтения (воплощения), несмотря на свою музыкальность и именно благодаря ей. Они особенно трудны ещё потому, что часто внутри лежит музыка…». По-особому раскрывается это качество поэзии в романсах Свиридова. «Весна» из цикла ««9 песен на стихи А. Блока» — ликующая песнь жизни.


Программа концерта:


Г. В. Свиридов (1915-1998). 

«Весна» из цикла «9 песен на стихи А. Блока» (1974)

«Зимний вечер» из цикла «6 романсов на стихи Пушкина» (1799—1837) (1935)

«Предчувствие» из цикла «6 романсов на стихи Пушкина» (1799—1837) (1935)


С. С. Прокофьев (1891-1953). Три романса на стихи Пушкина (1799—1837) op. 73 (1936)

«Сосны»

«Румяной зарёю»

«В твою светлицу»


Б. Бриттен (1913-76). «The Poet's Echo» («Эхо поэта») на стихи Пушкина (1799—1837) op. 76 (1965)

«Эхо» («Echo»)

«Я думал, сердце позабыло» («My Heart»)

«Ангел» («Angel»)

«Соловей и роза» («The Nightingale and the Rose»)

«Эпиграмма» («Epigram»)

«Стихи, сочинённые ночью во время бессонницы» («Lines Written During a Sleepless Night»)


Д. Д. Шостакович (1906-1975). «Сатиры» («Картинки из прошлого»), пять романсов на стихи Саши Черного (1880-1932) op.109 (1960)

«Критику»

«Пробуждение весны»

«Потомки»

«Недоразумение»

«Крейцерова соната»



Продолжительность 1 час 20 минут
Рекомендуемый возраст с 12-ти лет

Возраст12+

Длительность1 час 20 минут

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

отзывы (0)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо