ЗАБЫТЫЕ ЖЕНЩИНЫ-КОМПОЗИТОРЫ ХХ ВЕКА
К 80-летию окончания Второй Мировой войны
(1 сентября 1939 — 2 сентября 1945)
Концерт в 1-м отделении
АРСЕНАЛ, КРЕМЛЬ, КОРПУС 6
Исполнители
Татьяна Иващенко (сопрано), лауреат международных конкурсов
Валерия Горбунова (меццо-сопрано), лауреат международных конкурсов
Партия фортепиано и вступительное слово Юлия Бройдо, музыковед
Программа:
Генриетта Босманс (1895−1952)
Lead, Kindly Light (text: Cardinal J.H. Newman, 1945).
Три французских песни (1950):
1. Aurore (text: André Verdet)
2. La chanson du chiffonnier (text: Jules Jouy)
3. Pour toi mon amour (text: Jacques Prévert)
Фаня Шапиро (1926−1994)
Сонатина № 2 (1957)
Рози Вертхайм (1888−1949)
Три песни на стихи голландских поэтов (1933):
1. Het Narrenschip (text: Anthonie Donker)
2. Herfstliedje (text: Ada Gerlo)
3. Zang van Salome (text: Ada Gerlo)
Эльза Баррэн (1910−1999)
Hommage à Paul Dukas (1936)
Юлия Вейсберг (1880−1942)
Три романса на стихи Лермонтова (1941):
1. Нищий (без опуса)
2. Волны и люди, op. 65 № 1
3. Арфа, op. 65 № 2
Из цикла Молдавские песни (1941), op. 55:
1. Там, в тени
2. Листочек винограда
3. Чабан
4. Горькая тоска
5. Кукушка
6. Иляна
Негритянская колыбельная (1935), op. 33
Илзе Вебер (1903−1944)
Четыре песни из Терезиенштадта (1942−1943):
1. Ukolebavka
2. Und der Regen rinnt
3. Wiegala
Ich wandre durch Theresienstadt
Первой известной истории женщиной-композитором стала средневековая монахиня, аббатиса-настоятельница бенедиктинского монастыря Хильдегард фон Бинген (1098-1179). Эпоха барокко подарила нам Барбару Строцци (1619-1677). Романтизм – Клару Шуман (1819-1896) и Фанни Мендельсон (1805-1847), которые, правда, остались в тени своих знаменитых родственников. Новейшая история музыки чуть более гендерно-разнообразна, но все равно даже просвещенный меломан вряд ли назовет и с десяток имен: среди них Галина Уствольская (1919-2006), София Губайдулина (р.1931), Кайя Саариахо (1952-2003); франкофоны вспомнят сестер Буланже – Надю (1887-1979) и Лили (1893-1918) и Жермен Тайфер (1892-1983); знатоки современной академической музыки – Ираиду Юсупову и Леру Авербах; модная молодежь – Настасью Хрущеву.
Творческие судьбы героинь этого концерта, как и их современников, омрачила Вторая Мировая война, 85-летие со дня начала которой отмечается 1 сентября. Илзе Вебер погибла в Освенциме, Юлия Вейсберг стала одной из миллиона жертв Блокады Ленинграда, Эльза Баррэн была активной участницей французского Сопротивления. Генриетта Босманс, Рози Вертхайм, Фаня Шапиро – всю войну вынуждены были скрываться подобно своей соотечественнице Анне Франк, но даже в этих условиях они писали музыку и давали концерты.
Ноты произведений Г. Босманс, Р. Вертхайм и Ф. Шапиро предоставлены издательством Donemus в рамках проекта Forbidden Music Regained
Татьяна Иващенко (сопрано)
Обладатель Гран-при Международного конкурса на лучшее исполнение вокальных сочинений Б. Чайковского «Что нам оставил XX век» (2018), финалистка XI Международного конкурса оперных певцов им. Г. Беначковой (2018)
Солистка Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А. С. Пушкина.
В 2015 году окончила факультет музыкального театра РУТИ «ГИТИС» (мастерская заслуженного деятеля искусств РФ, профессора В. Б. Рябова, класс заслуженной артистки РФ, доцента Т.В. Куинджи). В 2019 году окончила ассистентуру-стажировку АХИ им. В. С. Попова по специальности «Искусство вокального исполнительства» (класс заслуженной артистки РФ, профессора С.И. Оссовской).
Участвовала в нескольких сезонах Международной творческой школе вокального мастерства Елены Образцовой (2015−2017 годы).
Валерия Горбунова (меццо-сопрано)
Гран-при Московского международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада» (2023), дипломант Международного конкурса молодых оперных певцов Елены Образцовой (2023)
Солистка Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А. С. Пушкина.
С 2022 года обучается на вокальном факультете Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс заслуженной артистки РФ М.А. Шутовой).
Юлия Бройдо (фортепиано)
Музыкальный критик и продюсер. Окончила Санкт-Петербургскую консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова как музыковед, впоследствии училась в Германии (старинная музыка) и Финляндии (арт-менеджмент). С 1998 года в качестве музыкального критика и культурного обозревателя сотрудничает с петербургскими и центральными СМИ. Автор более тысячи публикаций (в т.ч. в «Музыкальной жизни», Петербургском театральном журнале, журнале «Сеанс», газете «Культура», «Новой газете», «Известиях», «Санкт-Петербургских ведомостях», «Вечернем Петербурге»), программ на радио «Эхо Москвы» в Петербурге и ТВ «Петербург — 5 канал». Программный директор нескольких международных музыкальных фестивалей, конкурсов, летних школ, творческих мастерских.
Возраст16+
НаправленностьКонцерт