«Дневник Анны Франк»

Фестиваль Современная музыка: к 80-летию Великой Победы



Уважаемые зрители! Обращаем ваше внимание, что панорамное окно будет закрыто.


«Дневник Анны Франк»  

Театрализованный концерт в 2-х отделениях

Концертный Пакгауз 

Продолжительность 2 часа 10 минут


Исполнители:

Мария Калинина (сопрано)

Яна Дьякова (меццо-сопрано)

Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина

Дирижер — заслуженный артист РФ Владислав Лаврик

Режиссер — Анна Салова

Художник — Нина Антропова


Программа концерта:

А.А. Крейн (1883-1951). Еврейские эскизы для кларнета и струнного квартета ор.12 (1909)

Lento

Andante con anima

Allegro moderato


В.В. Щербачёв (1889-1952). Нонет для голоса, флейты, арфы, фортепиано, струнного квартета о исполнителя пластического танца (1919)

Нотный материал предоставлен Ансамблем солистов Студия новой музыки (г. Москва)


Г.С. Фрид (1915-2012).  «Дневник Анны Франк», моноопера для сопрано и камерного оркестра op.60 (1969) 

Часть 1

1 Вступление 

Сцена 1

2 День рождения 

3 Школа /21.06.1942/ 

4 Разговор с отцом 

5 Повестка из гестапо /08.07.1942/ 

Сцена 2

6 «Убежище» (Колокол Вестертурма) /11.07.1942/ 

7 У окошка 

8 Мне говорили /16.10.1942/ 

9 Отчаяние 

10 Воспоминание 

11 Сон 

Часть 2

12 Интерлюдия 

Сцена 3

13 Дуэт супругов ван Даан 

14 Воры 

15 Речитатив 

16 Я вспоминаю Петера

17 На русском фронте 

Сцена 4

18 Облава 

19 Одиночество 

20 Пассакалья 

21 Финал 


*В программе возможны изменения. Актуальную информацию проверяйте на сайте: operann.ru


На сцене Концертного Пакгауза звучит опера «Дневник Анны Франк». В программу вечера вошли произведения композиторов, ставших свидетелями и участниками мировых войн. Александр Крейн, Владимир Щербачев и Григорий Фрид сохранили память о страшных событиях, запечатлев их в своем творчестве. Задачей постановщиков стало рассказать о Человеке во Второй мировой войне.

В основе сюжета постановки судьбы двух еврейских женщин, которые, несмотря на неизбежность трагического финала, продолжают надеяться и верить в человеческое добро и нравственность. Светлые воспоминания из далекой мирной жизни дают силы в дни страшных испытаний. 

Встреча двух девушек происходит в распределителе пересылочного лагеря, прототипом которого стал лагерь Вестерборк на северо-востоке Нидерландов. 

Семья Анны Франк позже была депортирована в Освенцим, а затем в Берген-Бельзен, где трагически оборвалась ее жизнь. В этом же лагере завершилась история и второй девушки, которая, возможно, существовала в реальной жизни. 

Зритель застает героинь на перепутье между жизнью и смертью. Их судьбы, как и множество других, объединил не только страх перед неизбежным концом, но и надежда на то, что зло и бесчеловечные поступки, совершенные нацистами, будут наказаны и осуждены всем человечеством.

Первое действие сопровождает музыка Крейна и Щербачева. 

Александр Абрамович Крейн (1883-1951) родился в Нижнем Новгороде, окончил Московскую консерваторию у Б. Яворовского и С. Танеева, став одним из ведущих представителей еврейской культуры. Клезмерские темы в одном из первых сочинений Крейна «Еврейских эскизах» ор.12 с фотографической точностью рисуют основные черты национального характера — умение любить, шутить, веселиться, прощать…

Нонет для голоса, флейты, арфы, фортепиано, струнного квартета о исполнителя пластического танца был написан русским композитором Владимиром Владимировичем Щербачевым (1889-1952) для Передвижного общедоступного театра Павла Гайдебурова. Щербачев, заявивший о себе как автор инструментальной музыки, волею судьбы и своих учителей русских композиторов А.Н. Глазунова и Н.Н. Черепнина был отправлен концертмейстером в балетную антрепризу Сергея Дягилева. Так в творчестве Владимира Щербакова возник интерес к синтезу искусств и театрализации. Нонет, созданный для инструменталистов, вокалиста и танцовщика, предлагает обратить внимание не на внешние картины и события, а приглядеться к происходящему внутри каждого из нас. Премьера состоялась 23 мая 1919 года на сцене мастерской театра в постановке русского театрального режиссера Николая Николаевича Евреинова, уверенного в «терапевтической» роли театра. Идею пластического решения подала знаменитая русская балерина Ольга Иосифовна Преображенская, которая и стала первой исполнительницей хореографии в нонете. Несмотря на неоднозначные высказывания рецензентов, они единодушно признали художественную ценность музыки Щербачева, стремящейся к «дематериализации». 

Во втором отделении прозвучит моноопера, венчающая историю погибших надежд.  В 1960 году в России был опубликован Дневник Анны Франк – девочки, жившей в Нидерландах во время нацистской оккупации. Начав его в свой 13 день рождения 12 июня 1942 года, последнюю запись она сделала 1 августа 1944 года. После чего вся семья Анны была арестована гестаповцами и отправлена в концлагерь, где девочка погибла. Прочитав «Дневник Анны Франк», российский композитор Григорий Самуилович Фрид (1915-2012) был потрясен — это было готовое оперное либретто, о том, что Фрид помнил всю жизнь — о человеке на войне.  Родившийся во время Первой мировой войны в семье музыкантов, он вдохновенно продолжил творческие традиции. В 1939 году Фрид окончил Московскую консерваторию у народного артиста РСФСР В.Я. Шебалина по классу композиции. А затем… Война вернулась в его жизнь. В 1941 Григорий Фрид был призван на фронт и прошел с действующей армией от Москвы до Кениксберга музыкантом фронтового ансамбля. Выступления под немецкими пулями, потеря близких, постоянное существование рядом со смертью придавали композитору силы и огромное желание воспевать Жизнь. «Всякое разрушение ужасно – разрушенный город, деревня, дом. Оно чудовищно, противоестественно. Страшно стихийное бедствие — землетрясение, пожар, наводнение. Но в стократ страшнее, когда это содеяно руками человека», — написал российский композитор Григорий Самуилович Фрид (1915-2012) в своей автобиографической книге «Дорогой раненой памяти». 



Возраст12+

Длительность2 часа 10 минут с одним антрактом

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

отзывы (0)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо