«Дневник Анны Франк»
Фестиваль Современная музыка: к 80-летию Великой Победы
Уважаемые зрители! Обращаем ваше внимание, что панорамное окно будет закрыто.
«Дневник Анны Франк»
Театрализованный концерт в 2-х отделениях
Концертный Пакгауз
Продолжительность 2 часа 10 минут
Исполнители:
Мария Калинина (сопрано)
Яна Дьякова (меццо-сопрано)
Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина
Дирижер — заслуженный артист РФ Владислав Лаврик
Режиссер — Анна Салова
Художник — Нина Антропова
Программа концерта:
А.А. Крейн (1883-1951). Еврейские эскизы для кларнета и струнного квартета ор.12 (1909)
Lento
Andante con anima
Allegro moderato
В.В. Щербачёв (1889-1952). Нонет для голоса, флейты, арфы, фортепиано, струнного квартета о исполнителя пластического танца (1919)
Нотный материал предоставлен Ансамблем солистов Студия новой музыки (г. Москва)
Г.С. Фрид (1915-2012). «Дневник Анны Франк», моноопера для сопрано и камерного оркестра op.60 (1969)
Часть 1
1 Вступление
Сцена 1
2 День рождения
3 Школа /21.06.1942/
4 Разговор с отцом
5 Повестка из гестапо /08.07.1942/
Сцена 2
6 «Убежище» (Колокол Вестертурма) /11.07.1942/
7 У окошка
8 Мне говорили /16.10.1942/
9 Отчаяние
10 Воспоминание
11 Сон
Часть 2
12 Интерлюдия
Сцена 3
13 Дуэт супругов ван Даан
14 Воры
15 Речитатив
16 Я вспоминаю Петера
17 На русском фронте
Сцена 4
18 Облава
19 Одиночество
20 Пассакалья
21 Финал
*В программе возможны изменения. Актуальную информацию проверяйте на сайте: operann.ru
На сцене Концертного Пакгауза звучит опера «Дневник Анны Франк». В программу вечера вошли произведения композиторов, ставших свидетелями и участниками мировых войн. Александр Крейн, Владимир Щербачев и Григорий Фрид сохранили память о страшных событиях, запечатлев их в своем творчестве. Задачей постановщиков стало рассказать о Человеке во Второй мировой войне.
В основе сюжета постановки судьбы двух еврейских женщин, которые, несмотря на неизбежность трагического финала, продолжают надеяться и верить в человеческое добро и нравственность. Светлые воспоминания из далекой мирной жизни дают силы в дни страшных испытаний.
Встреча двух девушек происходит в распределителе пересылочного лагеря, прототипом которого стал лагерь Вестерборк на северо-востоке Нидерландов.
Семья Анны Франк позже была депортирована в Освенцим, а затем в Берген-Бельзен, где трагически оборвалась ее жизнь. В этом же лагере завершилась история и второй девушки, которая, возможно, существовала в реальной жизни.
Зритель застает героинь на перепутье между жизнью и смертью. Их судьбы, как и множество других, объединил не только страх перед неизбежным концом, но и надежда на то, что зло и бесчеловечные поступки, совершенные нацистами, будут наказаны и осуждены всем человечеством.
Первое действие сопровождает музыка Крейна и Щербачева.
Александр Абрамович Крейн (1883-1951) родился в Нижнем Новгороде, окончил Московскую консерваторию у Б. Яворовского и С. Танеева, став одним из ведущих представителей еврейской культуры. Клезмерские темы в одном из первых сочинений Крейна «Еврейских эскизах» ор.12 с фотографической точностью рисуют основные черты национального характера — умение любить, шутить, веселиться, прощать…
Нонет для голоса, флейты, арфы, фортепиано, струнного квартета о исполнителя пластического танца был написан русским композитором Владимиром Владимировичем Щербачевым (1889-1952) для Передвижного общедоступного театра Павла Гайдебурова. Щербачев, заявивший о себе как автор инструментальной музыки, волею судьбы и своих учителей русских композиторов А.Н. Глазунова и Н.Н. Черепнина был отправлен концертмейстером в балетную антрепризу Сергея Дягилева. Так в творчестве Владимира Щербакова возник интерес к синтезу искусств и театрализации. Нонет, созданный для инструменталистов, вокалиста и танцовщика, предлагает обратить внимание не на внешние картины и события, а приглядеться к происходящему внутри каждого из нас. Премьера состоялась 23 мая 1919 года на сцене мастерской театра в постановке русского театрального режиссера Николая Николаевича Евреинова, уверенного в «терапевтической» роли театра. Идею пластического решения подала знаменитая русская балерина Ольга Иосифовна Преображенская, которая и стала первой исполнительницей хореографии в нонете. Несмотря на неоднозначные высказывания рецензентов, они единодушно признали художественную ценность музыки Щербачева, стремящейся к «дематериализации».
Во втором отделении прозвучит моноопера, венчающая историю погибших надежд. В 1960 году в России был опубликован Дневник Анны Франк – девочки, жившей в Нидерландах во время нацистской оккупации. Начав его в свой 13 день рождения 12 июня 1942 года, последнюю запись она сделала 1 августа 1944 года. После чего вся семья Анны была арестована гестаповцами и отправлена в концлагерь, где девочка погибла. Прочитав «Дневник Анны Франк», российский композитор Григорий Самуилович Фрид (1915-2012) был потрясен — это было готовое оперное либретто, о том, что Фрид помнил всю жизнь — о человеке на войне. Родившийся во время Первой мировой войны в семье музыкантов, он вдохновенно продолжил творческие традиции. В 1939 году Фрид окончил Московскую консерваторию у народного артиста РСФСР В.Я. Шебалина по классу композиции. А затем… Война вернулась в его жизнь. В 1941 Григорий Фрид был призван на фронт и прошел с действующей армией от Москвы до Кениксберга музыкантом фронтового ансамбля. Выступления под немецкими пулями, потеря близких, постоянное существование рядом со смертью придавали композитору силы и огромное желание воспевать Жизнь. «Всякое разрушение ужасно – разрушенный город, деревня, дом. Оно чудовищно, противоестественно. Страшно стихийное бедствие — землетрясение, пожар, наводнение. Но в стократ страшнее, когда это содеяно руками человека», — написал российский композитор Григорий Самуилович Фрид (1915-2012) в своей автобиографической книге «Дорогой раненой памяти».
Возраст12+
Длительность2 часа 10 минут с одним антрактом
РепертуарКонцерт
НаправленностьКонцерт
