Доницетти-гала
Десятников-гала
Концерт в 2-х отделениях
Концертный Пакгауз
Продолжительность 2 часа
Исполнители:
Мария Калинина (сопрано)
Елена Сизова (сопрано)
Жаргал Цырендагбаева (сопрано)
Елизавета Вайслейб (меццо-сопрано)
Ансамбль солистов оркестра La Voce Strumentale Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина
Программа концерта:
Л.А. Десятников (род. 1955)
1 отделение
3 песни на стихи Джона Чиарди (1975). Исп. Жаргал Цырендагбаева
«О том, кого сажать в мешок»
«О том, почему все заплакали»
«О том, кто жил в маленьком доме»
«Старинный романс» (на слова Кима Рыжова). Исп. Елизавета Вайслейб
5 стихотворений Ф. Тютчева для сопрано и фортепиано (1976). Исп. Елена Сизова
«Когда пробьет»
«Вдали от солнца и природы»
«Люблю глаза твои»
«Живым сочувствием привета»
Mal’aria
Две русские песни на стихи Р. М. Рильке (1979). Исп. Жаргал Цырендагбаева
«Я иду, иду»
«Утро»
Песня «Тайная страна» / «The Secret Land» для голоса и фортепиано на стихи Р. Грейвза (2001). Исп. Елизавета Вайслейб
«Возвращение» для гобоя, кларнета и струнного квартета (2007)
2 отделение
«Эскизы к закату», квинтет для флейты, кларнета, скрипки, контрабаса и фортепиано (1996)
«Смерть Авессалома»
«Смерть в Венеции»
«Еврейская ламбада»
«Дочери Лота»
«Take Five and Seven»
«Танго ми минор»
«Вечер»
«Любовь»
«Yiddish», пять песен для голоса и струнного квартета (2018)
«Варшава»
«Дом, где смеются и плачут»
«Ночные воришки»
«Йосл и Соре-Двоше»
«Я не буду воровать»
Леонида Десятникова называют одним из самых исполняемых современных композиторов: более десяти саундтреков к кинофильмам, музыка для спектаклей Александринского театра, сотрудничество со скрипачом и дирижером Гидоном Кремером, оперы в репертуаре Большого и Мариинского театров (2009-2010 годах Леонид Аркадьевич был музыкальным руководителем Большого театра России), балеты в постановке выдающегося хореографа Алексея Ратманского… Десятников — автор произведений разных жанров, подчас не вписывающихся в известные нам стили. Одним из его любимых приемов стал центон — музыкальное полотно, собранное из множества цитат других композиторов. Каждое произведение Леонида Десятникова заставляет сначала замереть в растерянности-осознании-принятии, а потом переслушивать вновь и вновь, открывая один за другим смысловые пласты.
16 октября 2025 года Маэстро Леониду Десятникову исполняется 70 лет. В этот день в Концертном Пакгаузе будут звучать сочинения композитора — дайджест 50 лет творчества, вместившие целую жизнь.
«Yiddish» – цикл для сопрано и струнного квартета, написанный Десятниковым в 2018 году по заказу Иерусалимского струнного квартета. Цикл «Идиш» представляет собой свободные транскрипции бытовых песен на идише, популярных в период между двумя Мировыми войнами. Это оммаж субкультуре, которая в 1939 году была почти стёрта с лица земли нацистским режимом.
«Возвращение» гобоя, кларнета и струнного квартета было написано для одноименного московского фестиваля камерной музыки. На первый взгляд, начало, похожее на русский наигрыш, кажется, ясно отвечает на вопрос: «Возвращение куда?». Но к «русскости» присоединяются еврейские мотивы и восточная медитативность… Построенное по принципу обратных вариаций сочинение приводит нас к традиционной японской мелодии «этенраку» — «музыке высокого неба», интонации которой звучат с первых тактов. Музыкальный критик Петр Поспелов назвал «Возвращение» «кунштюком искушенного модерниста», который, используя «идею сочинения — традиционный антагонизм Запада и Востока», умело «мистифицирует идею путешествия, возвращения, пространства».
«Эскизы к закату» – симфонические саундтреки, созданные Десятниковым на основе музыки к фильму А. Зельдовича «Закат» по одноименной пьесе И. Бабеля. Действие в фильме происходит в Одессе, и потому лейт-интонациями пьес становятся интонации клезмерской музыки – еврейского песенно-танцевального фольклора. Музыкальная «картина», написанная Десятниковым, не создаёт однозначный образ, он расцвечивает ее неожиданными «красками» решений: клезмерскую музыку объединяет с ритмом танго, использует многочисленные образные аллюзии, отсылающие к библейским персонажам, фильму «Смерть в Венеции» Л. Висконти, джазовой пьесе «Take Five» П. Дезмонда и непосредственно музыкальные цитаты из Adagietto Пятой симфонии Малера, прелюдии Рахманинова соль минор соч. 23 № 5, песни «Семь-сорок» и пьесы «Fratres» Пярта.
Мария Калинина (сопрано)
Лауреат I степени международного конкурса «World Music Heritage» (2019)
Финалист Международного конкурса оперных певцов «Опералия» (2023)
В 2018 окончила факультет музыкального театра Российского института театрального искусства – ГИТИС (мастерская народного артиста РФ Д.А. Бертмана, класс народной артистки России Л. К. Магомедовой).
С 2020 по 2022 стажировалась в Центре оперного пения им Г.П. Вишневской (класс Народной артистки СССР М. Ф. Касрашвили).
Принимала участие в международной музыкальной академии Зимнего фестиваля искусства под руководством Юрия Башмета (Сочи, 2022), в мастер-классах в рамках V международного музыкального фестиваля Ильдара Абдразакова (Красноярск, 2022), а также в Международном фестивале искусств «Стрелка» (Нижний Новгород, 2023), Фестивале современной музыки (Нижний Новгород, 2024).
С 2023 – солистка Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина.
Работала с такими дирижерами, как Т. Курентзис, Д. Синьковский, Ф. Леднев, И. Великанов, Э. Кулиев, А. Лебедев, Я. Ткаленко.
Возраст12+
Длительность2 часа 20 минут с одним антрактом
РепертуарКонцерт
НаправленностьКонцерт
