Ф. Мендельсон «Сон в летнюю ночь» Ф. Шуберт «Розамунда»
Ф. Мендельсон, Ф. Шуберт
Концерт пройдет в зале Пакгаузы на Стрелке
Оркестр La Voce Strumentale
Хор Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина
Солисты – Анастасия Джилас, Яна Дьякова
Дирижер - Иван Великанов
Музыка к комедии У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» ор. 61
Летом 1826 года 17-летний Феликс Мендельсон жил на окраине Берлина в отцовском доме. Он проводил целые дни в огромном тенистом саду, зачитываясь только что переведенными на немецкий язык произведениями Уильяма Шекспира. Юноша был покорен его комедиями, особенно «Сном в летнюю ночь»: в ночь на Ивана Купалу, по народным поверьям, человеку открывается фантастической мир: заколдованный лес, населенный воздушными эльфами и феями с царем Обероном, царицей Титанией и проказником Паком.
Юного музыканта не занимали трагедии Шекспира. Мендельсон был вдохновлен шекспировской сказкой, так созвучной окружавшей его природе. Воображение рисовало эльфов, гномов, фей, резвящихся в тени ветвей.
7 июня 1826 года Феликс сообщил о намерении сочинить увертюру. Через месяц рукопись произведения была готова. Благодаря увертюре «Сон в летнюю ночь» широкая публика познакомилась с блестящим композитором Мендельсоном. А в музыкальной литературе появился новый жанр — концертная программная увертюра.
По словам Роберта Шумана, «расцвет юности чувствуется здесь как, может быть, ни в одном другом произведении композитора, — законченный мастер в счастливую минуту совершил свой первый взлет».
Первыми исполнителями увертюры стали сам композитор и его сестра Фанни, сыграв сочинение в четыре руки 19 ноября 1826 года в домашнем кругу. Большая премьера состоялась через три месяца в Штеттине в одном концерте с Девятой симфонией Бетховена, впервые исполнявшейся в этом городе. 20 февраля за дирижерским пультом стоял известный композитор Карл Лёве. Мендельсон впервые дирижировал увертюрой в Лондоне в Иванов день — 24 июня 1829 года.
Через 17 лет прусский король Фридрих-Вильгельм IV к своему дню рождения поручил Мендельсону — прославленному композитору, пианисту и дирижеру, директору симфонических концертов Королевской капеллы и хора Домского собора в Берлине — написать музыку к комедии Шекспира. Для выполнения королевского заказа композитор возвращается к своей юношеской увертюре и добавляет ряд номеров, один совершеннее другого: «это воздушное Скерцо, темы которого — словно легкокрылые эльфы и добрые феи — кружатся в причудливом танце, в безудержном фантастическом вихре; это энергичное Интермеццо; Ноктюрн — замечательный образец «ночной» лирики, сосредоточенного, глубоко личного высказывания; Свадебный марш, вскоре получивший поистине всенародное, всемирное признание (и поныне он — неотъемлемая часть свадебного церемониала во всех уголках земного шара). Композитору удалось добиться высочайшего единства всех номеров, включая увертюру, написанную шестнадцать лет назад. Полностью музыка к комедии «Сон в летнюю ночь» Шекспира была с огромным успехом исполнена в Потсдамском королевском театре в октябре 1843 года». Е. Мейлих. «Феликс Мендельсон-Бартольди. Краткий очерк жизни и творчества».
Никогда еще музыка не способствовала в такой степени популярности шекспировской пьесы, о чем после премьеры во время ужина, на который был приглашен композитор, заказчик-король сказал: «Жаль, что ваша прелестная музыка даром растрачена на такую глупую пьесу».
Ф. Шуберт. «Розамунда»
Франц Шуберт, немецкий композитор-романтик, признанный мастер симфоний, инструментальной и вокальной камерной музыки, мечтал о создании произведения для театра. С 14 лет он пытался работать в музыкально-драматическом жанре, но, к сожалению, его оперы не получили признания. Успех в театре становится идеей фикс, и он берется за свою последнюю оперу «Розамунда, принцесса Кипрская» по либретто Гельмины фон Чези.
Экстравагантная и самоуверенная Чези уже была автором неудачных, безвкусных пьес. Шуберт стал её последней надеждой. Сочинительница отвела композитору роль автора оркестровых, хоровых и танцевальных номеров для сопровождения драматического действия и музыкальных антрактов, когда публика рассаживается в зале. Работая над «Розамундой», Шуберт остался в стороне от плохой литературы и создал шедевр — поэтичную и вдохновенную музыку. Надо отдать должное Гельмине фон Чези, что если бы не её настойчивость, мир никогда не узнал бы этой великолепной музыки.
Опера была поставлена 20 декабря 1823 года в «Театре ан дер Вин». Единственное, что встретили аплодисментами в день премьеры, была музыка Франца Шуберта. «Увертюру пришлось повторить, та же честь была оказана деревенскому хору в последнем акте. Прекрасна песня в начале третьего акта и хор в том же акте. Шуберт встретил единодушное признание», — писали газеты.
Успех «Розамунды» был кратковременным. Пройдя два раза, пьеса исчезла с афиши. А вместе с ней — и музыка. Лишь много лет спустя оркестровые партии балетных номеров и антрактов чудом обнаружили в 1865 году среди бумаг племянника Шуберта. «Розамунда» вновь и навсегда покорила людей.
Говоря о «Розамунде», автор книги «Франц Шуберт. Жизненный путь» немецкий музыковед Гарри Гольдшмидт пишет: «…эта музыка принесла ему славу, пожалуй, даже большую, чем его знаменитые песни. Для миллионов и миллионов людей, мало или ничего не знающих о Шуберте, его имя известно как имя автора неувядаемой музыки к «Розамунде».
Возраст12+
Длительность1 час 40 минут
РепертуарКонцерт
НаправленностьКонцерт
Ф. Мендельсон, Ф. Шуберт
отзывы (0)