Кармен
Ж. Бизе
Опера идет на языке оригинала - французском, с построчным переводом на русский
Либретто А. Мельяка и Л. Галеви по одноименной новелле Проспера Мериме
Постановка 2023 года (седьмая в театре: 1936, 1939, 1945, 1956, 1977, 2004)
Премьера 1 марта 2023 года
Режиссер-постановщик — Лиза Мороз
Дирижер-постановщик — Дмитрий Синьковский
Художник–постановщик — Денис Шибанов
Художники по костюмам — Ольга и Елена Бекрицкие
Режиссер по пластике — Иван Рюмин
Художник по свету — Александр Романов
Художники-технологи — Екатерина Фролова, Яна Луценко
Хормейстер — заслуженный деятель искусств РФ Эдуард Пастухов
Ассистент режиссера - Захар Зайцев
Коуч по французскому языку, автор подстрочного перевода текста — Анита Поликарпова
Действующие лица и исполнители:
Кармен — Наталия Ляскова, Екатерина Лукаш
Дон Хозе — Иван Гынгазов, Сергей Кузьмин
Эскамильо — Гарри Агаджанян, Олег Федоненко
Микаэла — Венера Гимадиева, Екатерина Ясинская, Анастасия Джилас
Цунига — Вадим Соловьев, Виктор Ряузов
Моралес — Алексей Светов, Евгений Икатов
Фраскита — Татьяна Иващенко, Светлана Ползикова
Мерседес — Яна Дьякова, Елена Сизова
Данкайро — Тигрий Бажакин, Алексей Кошелев
Ремендадо — Дмитрий Белянский, Александр Гостев
Оркестр театра LA VOCE STRUMENTALE
Хор театра
«Мне нужен театр: без него я ничто», — сказал Александр Сезар Леопольд Бизе.
Он родился в Париже 25 октября 1838 года в семье музыкантов. При крещении ему было дано имя Жорж, ставшее известным миру.
Великий французский композитор Жорж Бизе — автор 10 законченных и 6 незавершенных опер, 3 оперетт, музыки к драматическому спектаклю, хоровых и оркестровых произведений, камерной музыки. Но самой большой удачей и самым большим разочарованием стала для Бизе его последняя опера «Кармен».
Опера была заказана композитору администрацией парижского театра «Опера комик». Для успеха будущего сочинения назначили опытных либреттистов Анри Мельяка и Людовика Галеви, хорошо известных по популярным произведениям Жака Оффенбаха. Сюжет для новой оперы — новеллу П. Мериме «Кармен», точнее её третью главу с рассказом одного из героев дона Хосе Лиссарабенгоа — предложил сам Бизе. Либреттисты мастерски преобразовали литературный первоисточник, изменив характеры героев. Хозе из мрачного разбойника превратился в простого парня, беззаветно влюбленного в роковую красавицу. Едва намеченный образ тореадора преобразился в блестящего красавца Эскамильо. Появился антипод главной героини — Микаэла. Кармен в опере — горда и свободолюбива, а её чувства настолько искренни, что ради них не страшно отдать жизнь.
3 марта 1875 года в парижском театре «Опера комик» состоялась премьера «Кармен», закончившаяся провалом. Зрители — добропорядочные буржуа — не приняли реализм событий нового спектакля. Критика объявила сочинение «бессмысленным», содержание — «безнравственным», а музыку — «безобразной». Однако, благодаря интересу зрителей, опера на Парижской сцене выдержала 45 представлений в первый сезон.
В 1876 году в Париже «Кармен» увидел Петр Ильич Чайковский, после чего с восторгом написал: «Опера Бизе — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Его предсказание сбылось.
Осенью 1875 года в Вене премьера оперы «Кармен» была с восторгом принята публикой. Это был успех! Жорж Бизе не узнал о триумфе: он умер ровно через три месяца после парижской премьеры.
В 1883 году французский композитор Эрнест Гиро заменил разговорные диалоги первоначальной версии на музыкальные речитативы. Опера «Кармен» в редакции Гиро стала золотым хитом классического музыкального театра и идет на всех крупнейших оперных сценах мира.
В Нижегородском (Горьковском) театре оперы и балета имени А.С. Пушкина опера Бизе была впервые поставлена в 1936 году. Но настоящее открытие «Кармен» для нижегородской публики состоялось в 1939 году. Режиссером стал начинающий свой творческий путь в оперном театре Борис Александрович Покровский, ставивший перед собой задачу создать «спектакль, который правильно бы донес идеи, характеры и музыкальные богатства гениального произведения Бизе».
Режиссер новой постановки оперы Кармен Елизавета Мороз считает, что «Кармен», как одна из самых популярных опер в мировом репертуаре, за счёт бесчисленного количества интерпретаций и вариаций на тему дает возможность говорить с помощью этого материала о вещах, выходящих за рамки конкретного сюжета. Кармен — театрально-музыкальный миф, который помогает осмыслить природу человеческих отношений, а так же сам театр как таковой. В ней заложены мотивы абсолютной свободы, постоянной игры, пограничность ситуаций и придуманная французом Испания…
Все это — в гениальной музыке Жоржа Бизе, новая версия которой состоится на сцене Нижегородского театра оперы и балета.
Продолжительность спектакля — 3 часа 00 минут
Возраст18+
Длительность3 часа 00 минут с одним антрактом
РепертуарОпера
НаправленностьОпера
Ж. Бизе
Драма без криминала - автор Анна Гордеева (информационное агентство ТАСС)
Французское в Нижегородском - автор Алексей Парин (газета Комерсантъ)
Кармен бессмертна - автор Сергей Бирюков (газета Труд)
«Балаган Кармен» - Анна Коломоец (classicalmusicnews)
«Одна жизнь на всю любовь» - Майя Крылова (classicalmusicnews)
«Кармен» закончилась поцелуем» - Марина Гайкович («Независимая газета»)
Премьера "Кармен" ("СобакаНН.ру")
"Иногда актеры нуждаются в театре больше, чем зрители" ("Коммерсант")
Состоялась премьера "Кармен" в постановке Лизы Мороз ("Время Н")
Адреналинщица - Евгения Кривицкая (Музыкальная жизнь)
"Кармен" вернулась на Нижегородскую сцену в новом прочтении - Ольга Севрюгина ("Нижегородская правда")
Современную версию оперы "Кармен" на французском языке представили в Нижнем Новгороде - Татьяна Колпакова (ГТРК "Нижний Новгород")
"Служебный роман" - Лариса Барыкина (Петербургский театральный журнал)
Серия премьерных спектаклей "Кармен" прошла на сцене театра - Ирина Муравьева (Российская газета)
Многоликая Кармен. Наталия Ляскова - о ролях настоящих и будущих - Ольга Морозова (Аргументы и Факты)
Умирать и воскресать - Екатерина Беляева (газета "Экран и сцена")