М.П Мусоргский, Вокальные циклы, «Картинки с выставки»
М.П. Мусоргский-Э. Денисов «Вокальные циклы»
М.П Мусоргский-М. Равель «Картинки с выставки»
Концерт в 2-х отделениях
Концертный Пакгауз
Продолжительность 2 часа
Исполнители:
Екатерина Ясинская (сопрано)
Константин Сучков (баритон)
Александр Воронов (бас)
Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина
Дирижер – Федор Леднев
Программа концерта:
М.П. Мусоргский (1839-1881).
«Детская», вокальный цикл на стихи М.П. Мусоргского MM 53 (1868-72), оркестровка Эдисона Денисова (1976). Исп. Екатерина Ясинская
С няней (с посвящением «великому учителю музыкальной правды А. С.
Даргомыжскому»)
В углу (посвящена В. А. Гартману)
Жук (посвящена В. В. Стасову)
С куклой (с посвящением «Танюше и Гоге Мусоргским»)
На сон грядущий (посвящена «Саше Кюи»)
Кот Матрос [без посвящения]
Поехал на палочке (2 редакции; песня посвящена Д. В. Стасову и П. С. Стасову)
«Без солнца», вокальный цикл на стихи А.А. Голенищева-Кутузова (1848-1913) MM 58 (1874) оркестровка Эдисона Денисова (1981). Исп. Константин Сучков
«В четырёх стенах»
«Меня в толпе ты не узнала»
«Окончен праздный шумный день» («Тень»)
«Скучай» («В альбом светской барышне»)
«Элегия»
«Над рекой»
«Песни и пляски Смерти», вокальный цикл на стихи А.А. Голенищева-Кутузова MM 64 (1875-77) оркестровка Эдисона Денисова (1983). Исп. Александр Воронов
Колыбельная
Серенада
Трепак
Полководец
«Картинки с выставки», цикл пьес для фортепиано MM 59 (1874), оркестровка Мориса Равеля (1922)
Promenade (Прогулка)
№ 1. Gnomus (Гном)
Promenade (Прогулка)
№ 2. Il vecchio castello (Старый замок)
Promenade (Прогулка)
№ 3. Tuileries. Dispute d`enfants après jeux (Тюильрийский сад. Ссора детей после игры)
№ 4. Bydlo (Скот)
Promenade (Прогулка)
№ 5. Балет невылупившихся птенцов
№ 6. Samuel Goldenberg und Schmuÿle (Самуэль Гольденберг и Шмуйле)
Promenade (Прогулка)
№ 7. Limoges. Le marché. La grande nouvelle (Лимож. Рынок. Большая новость)
№ 8. Catacombae. Sepulcrum romanum (Катакомбы. Римская гробница)
Cum mortuis in lingua mortua (С мёртвыми на мёртвом языке)
№ 9. Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)
№10. Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве
20 июня 2025 года в программе VII Международного фестиваля искусств «Стрелка» звучит музыка русского композитора Модеста Петровича Мусоргского (1839-1881).
Имея величайшим своим желанием «создать живого человека в живой музыке», офицер гвардейского Преображенского полка Модест Мусоргский подает в отставку и посвящает себя творчеству, став членом композиторского объединения «Могучая кучка».
Источником вдохновения служили для молодого композитора интонации человеческой речи в их динамическом, ритмическом, тембровом многообразии. «Работою над говором человеческим я добрел до мелодии, творимой этим говором, добрел до воплощения речитатива в мелодии», — писал Мусоргский. В совершенстве овладев приемом музыкальной декламации, композитор с поразительной интонационной точностью передавал малейшие нюансы «человеческого говора». Пример тому – вокальные циклы Мусоргского.
Вокальный цикл «Детская» был начат в 1868 году и завершен в 1872. Его первые песни создавались одновременно с величайшей русской оперной «Борис Годунов». Но как же различны интонации Царя Бориса и героя «Детской». Тексты для цикла Мусоргский создавал сам, невероятно точно передав словом и музыкой искреннюю речь ребенка с присущей ей наивностью и рожденной интересом к окружающему миру наблюдательностью и детализацией происходящего. Номера цикла композитор посвятил своим близким людям. Так первый «С няней» — «великому учителю музыкальной правды А. С. Даргомыжскому», поддерживавшему Мусоргского в его творческих исканиях. Есть посвящение безвременно ушедшему другу художнику В.А, Гартману и вдохновителю «Могучей кучки» В.В. Стасову, любимым племянникам и друзьям. В 1873 году «Детская» с красочными иллюстрациями русского художника Ильи Репина была напечатана в издательстве Василия Бесселя, сразу став популярной. Издатель отправил экземпляр нового сочинения Мусоргского Ференцу Листу, который придя от цикла в восторг, исполнил его для музыкантов в Веймаре. «Никто не обращался к лучшему, что в нас есть, с большей нежностью и глубиной», — писал о «Детской» французский импрессионист Клод Дебюсси. Сам Мусоргский с особой теплотой относился к этому опусу, созданному с детской непосредственностью. Видимо он сам был немного ребенком и поэтому так тонко сумел передать «понимание детей и взгляд на них как на людей со своеобразным мирком, а не как на забавных кукол» (из письма Мусоргского к В. Стасову).
Через два года Модест Мусоргский пишет вокальный цикл «Без солнца» на неопубликованные тексты Арсения Аркадьевича Голенищева-Кутузова (1848-1913). В этом произведении нет ни следа открытости миру: уходят друзья, распадается «Могучая кучка», не радует монотонная чиновничья служба. Романтически-отрешенные строки стихов прекрасно передают эмоциональное состояние композитора — «Дума глубокая, песня унылая» звучат в новом произведении Мусорского, обрамленные почти по-импрессионистски зыбкой инструментальной партией. Посвящение «Поэту — композитор» — благодарность музыканта Голенищеву-Кутузову за поддержку и спасение от надвигающегося одиночества. Вокальный цикл «Без солнца» был напечатан в 1874 году в издательстве В. Бесселя. Но в отличие от «Детской» друзья и поклонники не приняли новый опус композитора, — слишком не походил он на реалистичные сочинения Мусоргского. Для композитора цикл «Без солнца» стал чем-то вроде личного и очень дорогого дневника, который он предпочел не демонстрировать окружающим, даже не включив его в свою автобиографию. «Голосом поглощённого собой, сломленного аристократа» назвал вокальный цикл «Без солнца» американский музыковед Ричард Тарускин.
В 1875 году Мусоргский продолжает столь популярную в европейском искусстве и близкую для него тему Смерти. Ей посвящали свои сочинения Ференц Лист («Totentanz, Paraphrase über Dies irae» для фортепиано с оркестром, 1848) и Камиль Сен-Санс (симфоническая поэма «Danse macabre», 1874). Вместе с Арсением Голенищевым-Кутузовым Мусоргский начинает работу над вокальным циклом — вариациями на тему жизненного финала. «В настоящую пору устраиваем с графом Кутузовым «Danse macabre» — две картины уже готовы, работается третья, а там и за четвертую!..», — писал композитор. «Бездарной дуре, которая косит, не рассуждая, есть ли надобность в ее проклятом визите», все равно, кто перед ней: дитя или старик, пьяненький мужичек или высокопоставленный сановник. Сначала Мусоргский предполагал назвать цикл «Она», т.е. смерть. Но окончательным вариантом стали «Песни и пляски смерти». Части цикла имеют, как во многих произведениях Мусоргского, посвящения: «Колыбельная» и «Трепак» —выдающимся певцам, супругам Анне Воробьевой-Петровой и Осипу Воробьеву, «Серенада» — сестре Глинки Людмиле Ивановне Шестаковой, «Полководец» — поэту Голенищеву-Кутузову. Стиль «Песен и плясок смерти» бесконечно далек от наивности «Детской» и отрешенности «Без солнца». Жанры номеров цикла колыбельная, серенада, танец, марш, скорее говорящие о радости и любви, благодаря гениальным приемам Мусоргского разрушают привычное восприятие. Это четыре эпизода из жизни, финал которых один — Смерть. Интонации человеческого голоса — краткие вокальные возгласы на фоне взволнованных пассажей — тревожны и сумбурны, реплики Смерти, сопровождаемые насыщенной инструментальной партией убедительны и продолжительны. Несмотря на внешние признаки предложенных жанров, укачивание колыбельной, имитация рыцарской песни с «гитарным» аккомпанементом, угловатость мужицкой пляски, торжественная маршевая поступь звучат по-экспрессионистски мрачно и зловеще.
Хотя три вокальных цикла были написаны для голоса в сопровождении фортепиано, драматически насыщенная, образная, наполненная богатейшими тембровыми красками инструментальная партия демонстрировала гениальное оркестровое мышление Мусоргского. Поэтому вокальные циклы неоднократно были переложена для голоса с оркестром, усилившим смысловую роль фортепианной фактуры. После смерти композитора опусы оркестровали А.Н. Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков, Д.Д. Шостакович, чья премьера оркестровой версии «Песен и плясок смерти» состоялась в 1962 году в г. Горьком (Нижнем Новгороде), и Р.К. Щедрин. В программе фестиваля «Стрелка» прозвучат оркестровые переложения вокальных циклов, сделанные русским композитором Эдисоном Васильевичем Денисовым (1929-1996) и ставшие одним из самых точных попаданий в стиль и замысел Мусоргского.
С потерей близкого друга художника Виктора Гартмана связано создание Модестом Мусоргским программной сюиты для фортепиано «Картинки с выставки», которую российский музыковед Георгий Никитич Хубов назвал «музыкальным театром одного актера». В 1874 году в Санкт-Петербурге в Императорской Академии художеств по инициативе музыкального критика Владимира Стасова и Петербургского общества архитекторов была организована посмертная выставка Гартмана. В экспозицию вошли эскизы театральных декораций и архитектурные проекты, акварели и карандашные зарисовки — «… бойкие, изящные наброски живописца-жанриста, множество сцен, типов, фигур из вседневной жизни, схваченных из сферы того, что неслось и кружилось вокруг него», — вспоминал о выставке Стасов в 1887 году в предисловии ко второму изданию «Картинок с выставки». Сюита была написана за три недели и завершена 22 июня 1874 года. В неё вошли 10 пьес — музыкальные фантазии, пейзажи, портреты и натюрморты. Вдохновленный работами Гартмана, Мусоргский создал собственный вернисаж образов и воспоминаний. Образное мышление композитора оживило запечатленные в них картины, сделав из каждой драматическое действо. Здесь экспрессионизм «Гнома» и романтизм «Старого замка», реализм «Быдло» и фантастический хоррор «Бабы Яги», причудливость «Балета невылупившихся птенцов» и монументальность «Богатырских ворот». Соратники по «Могучей кучке» с восторгом приняли «Картинки с выставки». Но, как и «Песни и пляски смерти», фортепианный цикл не был опубликован и исполнен при жизни композитора. Только в 1886 году «Картинки с выставки» выпустил в своем издательстве Василий Бессель. Но это был текст, отредактированный другим русским композитором — Н.А. Римским-Корсаковым, который посчитал, что авторская рукопись полна ошибок. Большой известности циклу это издание не принесло, т.к. пианисты считали его «неконцертным» в связи с отсутствием виртуозных пассажей и не включали в свои программы. И только, когда композиторы М.М. Тушмалов и Н.А. Римский-Корсаков оркестровали части сюиты, она зазвучала в концертных залах. Настоящим открытием для слушателей стало переложение для оркестра «Картинок с выставки» французским импрессионистом Морисом Равелем (Joseph Maurice Ravel 1875-1937), созданное в 1922 году. Изобразительность Мусоргского в прямом смысле заиграла новыми красками в интерпретации Равеля, открывшего все живописное богатство этой музыки. В 1931 году издательство «Музгиз» выпустило «Картинки с выставки» для фортепиано в редакции, соответствующей авторской рукописи. С тех пор цикл Мусоргского стал одним из самых исполняемых произведений, которое включили в свой репертуар многие знаменитые музыканты. «Только гениальный первооткрыватель, провидец, он — Мусоргский, смог создать на основе занимательнейших картинок Виктора Гартмана произведение всеобъемлющее и единственное по своему значению художественному и духовному во всей истории музыки», — сказала о «Картинках с выставки» великая пианистка Мария Юдина.
Возраст12+
Длительность2 часа 00 минут с одним антрактом
РепертуарКонцерт
НаправленностьКонцерт