Мандрагора
Концерт в 2-х отделениях
Концертный Пакгауз
Продолжительность 2 часа 10 минут
Исполнители:
Дирижер – лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Федор Леднев
Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина
Солист — Заслуженная артистка России Ольга Волкова (скрипка)
Программа концерта:
М. Вайнберг (1919-1996). Симфония №22 op. 154 (1993-1994, не оркестрована)
Оркестровка Кирилла Уманского
1. Fantasia. Lento
2. Intermezzo. Con moto
3. Reminiscences. Adagio
К. Шимановский (Karol Maciej Korwin-Szymanowski 1882-1937). «Mandragora» / «Мандрагора», балет-пантомима с пением в трех сценах к пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве» op. 43 (1920)
Российская премьера.
К. Шимановский (Karol Maciej Korwin-Szymanowski 1882-1937). Концерт для скрипки с оркестром №1, op. 35 (1916). Солист – Ольга Волкова
1. Vivace assai
2. Tempo comodo - Andantino
3. Vivace scherzando
4. Poco meno - Allegretto
5. Vivace (Tempo I)
16 февраля в концертном Пакгаузе зрителей ждет встреча с музыкой, крайне редко звучащей на российской сцене. В программу «Мандрагора» вошли сочинения Кароля Шимановского и Мечислава Вайнберга, подобно волшебному корню мандрагоры, выросшие из сердца их создателей.
Кароль Шимановский (Karol Maciej Korwin-Szymanowski 1882-1937) — композитор, через полвека после смерти Фредерика Шопена возродивший польскую композиторскую школу. Родившийся в Малороссии, в 20 лет молодой музыкант приехал в Варшаву, и о нем заговорили, как о продолжателе традиций великого романтика. Вскоре Шимановский становится центром творческого объединения «Молодая Польша в музыке». Русские композиторы Н.А. Римский-Корсаков, Н.Я. Мясковский, С.С. Прокофьев, Б.В. Асафьев признают одаренность молодого коллеги. Кроме таланта у Шимановского была огромная жажда изучения современного музыкального языка, на котором уже несколько десятилетий говорила Европа. Он знакомится с сочинениями Скрябина и Стравинского, Дебюсси и Вагнера, вдохновляясь их творческими исканиями. «Его отличают высокая культура, высокий интеллектуальный уровень всего творчества; музыка его представляет собой общеевропейскую ценность, вклад в европейскую музыку», — написал о К. Шимановском знаменитый пианист его близкий родственник Генрих Нейгауз.
Первый концерт для скрипки с оркестром создан в 1916 году. Его музыка навеяна строками стихотворения «Noc majowa» / «Майская ночь» Тадеуша Мициньского (Tadeusz Miciński 1873-1918) — одного из участников «Молодой Польши». Шимановский не был профессиональным скрипачом, поэтому в работе над сольными партиями струнных инструментов прислушивался к советам своего друга, выдающегося польского скрипача-виртуоза Пауля Коханьского (Paul Kochanski 1887-1934). «В моем концерте столько от Павлика, что я это ощущаю всеми фибрами своей души; Концерт — пока моя лучшая и самая любимая вещь», — писал Шимановский Зофье Коханьской о своем скрипичном концерте, посвященном его первому исполнителю П. Коханьскому. Концерт № 1 для скрипки с оркестром — виртуозное, наполненное романтическими грезами и импрессионистским колоритом, красивейшее сочинение композитора, по словам которого «…в оркестре это звучит просто чудесно, превосходит все мои ожидания. Оркестровое звучание настолько чарующее, что люди, особенно музыкальные, от него просто с ума сходят. Это мой самый большой триумф!» (3. и П. Коханьским, 5 ноября 1922 года).
Польский театральный режиссер Леон Шиллер (1887—1954) в 1920 году поставил в Варшавском театре «Polski» комедию Ж. Мольера «Мещанин во дворянстве» и решил закончить спектакль балетным дивертисментом. Автором музыки для интермедии «Мандрагора» режиссер предложил стать Каролю Шимановскому. Шиллер и его соавтор Ричард Болеславский (Ryszard Bolesławski, 1889-1937) написали сценарий в духе commedia del'arte из истории любви Коломбины, Арлекина, короля Синадаба, влюблённого в Коломбину, и его жены. Напиток из корня мандрагоры, поданный королю, пробуждает в нем страстную любовь к королеве и возвращает счастье обеим парам. «Музыка на все 100 процентов соответствовала сценическому действию и по своему характеру она была предназначена именно для театра. Так, благодаря нашему милому пустячку, к числу композиторов, писавших для музыкального театра, присоединился и Кароль Шимановский. Ни публика, ни критика никак не могли поверить, что этот маленький шедевр принадлежит перу Шимановского — вся музыка сверкала юмором, простотой и непосредственностью», — вспоминал Шиллер. Тадеуш А. Зелинский (Tadeusz Andrzej Zieliński 1931-2012), музыковед и биограф Шимановского, писал о «Мандрагоре»: «В основном это пародия на раннюю романтическую музыку (оперы и балеты, например, Дионизи) или русскую музыку в восточном стиле (например, Римского-Корсакова или Бородина), а отдалённое пение Арлекина напоминает популярные песни, такие как «O sole mio». Действительно, пародия превосходна и забавна».
8 декабря 2024 года исполнилось 105 лет со дня рождения польско-российского композитора Мечислава Самуиловича Вайнберга (1919-1996). В его судьбе были войны и репрессии, триумф и забвение. Об этом рассказывает музыка Вайнберга: «… жизнь, текущая вокруг любого человека, точит, и изменяет его привычки, взгляды, характер, и это в свою меру влияет на его труд-отдачу… Здесь все размазано, зыбко и неконкретно. Но проникновение есть — иначе быть не может. И потому, нельзя отрицать, что жизнь, по мере силы своих потрясений, вдохновляет, что более скромно звучит: дает пищу для труда». (Л. Никитина «Моисей (Мечислав) Вайнберг. Очерк двенадцатый. Вайнберг. Письма любви»).
16 февраля 2025 года впервые на Нижегородской сцене прозвучит Симфония № 22 М. Вайнберга. Это концерт в рамках совместного проекта “ Вайнберг. Последняя симфония” с издательством “ Композитор Санкт- Петербург” и газетой «Музыкальное обозрение», главный редактор – Андрей Устинов. Нотный материал для исполнения предоставлен издательством «Композитор Санкт-Петербург».
Работая над Симфонией №22, Вайнберг был уже сильно болен и практически не вставал с постели. Он успел закончить только клавир сочинения. Оркестровал симфонию в 2001 году российский композитор Кирилл Уманский (1962-2022). Мировая премьера Симфонии №22 Вайнберга состоялась в 2003 году на фестивале «Московская осень» в исполнении оркестра Белгородской филармонии под управлением А. Шадрина, ее записали оркестр Омской филармонии под управлением Д. Васильева (записана ОАСО на лейбле Toccata Classics), оркестр Берлинского Концертхауса под управлением Т. Зандерлинга.
«Пока я не сумею выполнить взятой и осуществляемой мною задачи: пока я не смогу идее, которая мне померещилась в хаосе, придать определенную удовлетворяющую мне форму и своеобразие — не нахожу покоя. Я работал, работал, работал, пока не ставил последней точки». (М.С. Вайнберг - О.Ю. Рахальской, Старая Руза - Москва, Лето 1965 г.).
Возраст12+
Длительность2 часа 10 минут с одним антрактом
РепертуарКонцерт
НаправленностьКонцерт
* Театр оставляет за собой право замены исполнителей