Музыкальные портреты: художники, звери, народы
Музыкальные портреты: художники, звери, народы
Концерт в 2-х отделениях
Концертный Пакгауз
Продолжительность 2 часа 20 минут
Исполнители:
Венера Гимадиева (сопрано)
Марина Быковская (сопрано)
Елизавета Вайслейб (меццо-сопрано)
Яна Дьякова (меццо-сопрано)
Константин Сучков (баритон)
Николай Гольцев (фортепиано)
*Программа концерта:
1 отделение
К. Дебюсси (Achille-Claude Debussy 1862-1918). «Paysage sentimental» / «Сентиментальный пейзаж» на стихи П. Бурже (Paul Bourget 1852-1935) из сборника «Les aveux» / «Признания», мелодия для голоса и фортепиано L 45 (1883). Исп. Венера Гимадиева
К. Дебюсси (Achille-Claude Debussy 1862-1918). «Le promenoir de deux amants» / «Прогулка двух влюбленных», вокальный цикл для голоса и фортепиано на стихи Франсуа-Тристана Лермита L 118 (1904–10). Исп. Венера Гимадиева и Константин Сучков
«Auprès de cette grotte somber» / «У этой сумрачной пещеры»
«Crois mon conseil, chère Climène» / «Внемли совету моему, милая Климена»
«Je tremble en voyant ton visage» / «Я трепещу, лик твой видя»
К. Дебюсси (Achille-Claude Debussy 1862-1918). «Trois chansons de Bilitis» / «Три песни Билитис» для голоса и фортепиано L 90 (1897-98). Исп. Яна Дьякова
«La flûte de pan» / «Флейта Пана»
«La chevelure» / «Волосы»
«Le tombeau des Naiades» / «Могила наяд»
А. Шенберг (Arnold Franz Walter Schoenberg 1874-1951). Three songs / Три песни на стихи Якоба Харингера op. 48 (1933—1943). Исп. Елизавета Вайслейб
«Sommermued» / «Утомленный летом»
«Tot: Ist alles eins» / «Мертвый: Если все едино…»
«Maedchenlied» / «Песня девушки»
Р. Ан (Reynaldo Hahn de Echenagucia 1874-1947). «Portraits de peintres» / «Портреты художников», 4 пьесы для фортепиано (1894)
Albert Cuyp / Альберт Кёйп
Paulus Potter / Паулюс Поттер
Anton Van Dyck / Антон ван Дейк
Antoine Watteau / Антуан Ватто
Ф. Пуленк (Francis Jean Marcel Poulenc 1899–1963). «Le Travail du peintre» / «Работа живописца», вокальный цикл на стихи Поля Элюара для голоса и фортепиано FP161 (1956). Исп. Константин Сучков
Pablo Picasso / Пабло Пикассо
Marc Chagall / Марк Шагал
Georges Braque / Жорж Брак
Juan Gris / Хуан Грис
Paul Klee / Пауль Клее
Joan Miró / Жоан Миро
Jacques Villon / Жак Вийон
2 отделение
Э. Сати (Erik Satie 1866-1925). «Ludions» / «Давайте играть», вокальный цикл для голоса и фортепиано на пять абсурдистских стихотворений Леона-Поля Фарга. ES 194 (1923). Исп. Марина Быковская
«Air du rat» / «Песня крысы»
«Spleen» / «Сплин»
«La grenouille américaine» / «Американская лягушка»
«Air du poète» / «Воздух поэта»
«Chanson du chat» / «Песня кошки»
М. Равель (Joseph Maurice Ravel 1875-1937). «Histoires naturelles» / «Естественные истории», цикл песен для голоса и фортепиано на слова Жюля Ренара M 50 (1906). Исп. Константин Сучков
«Le paon» / «Павлин»
«Le grillon» / «Сверчок»
«Le cygnet» / «Лебедь»
«Le martin-pecheur» / «Зимородок»
«La pintade» / «Цесарка»
М. Равель (Joseph Maurice Ravel 1875-1937). Chants Populaires / Народные песни для голоса и фортепиано M.A 17 (1910). Исп. Венера Гимадиева
Chanson espagnole / Испанская песня
Chanson française / Французская песня
Chanson italienne / Итальянская песня
Chanson hébraïque / Еврейская песня
М. Равель (Joseph Maurice Ravel 1875-1937). Deux mélodies hébraiques / 2 еврейские мелодии для голоса и фортепиано M.A 22 (1914). Исп. Яна Дьякова
«Kaddisch» / «Каддиш»
«L`enigme eternelle» / «Вечная загадка»
М. Равель (Joseph Maurice Ravel 1875-1937). Chanson ecossaise «Vallons, côtaux du fleuve am»/ Шотландская песня «Долины, склоны реки ам» на стихи Р. Бернса (Robert Burns 1759-1796) для голоса и фортепиано M.A 12 (1909). Исп. Константин Сучков
М. Равель (Joseph Maurice Ravel 1875-1937). «Les grands vents venus d`outre-mer» / «Великие ветры, пришедшие из-за моря», песня для голоса и фортепиано на слова Анри де Ренье M 48 (1906). Исп. Константин Сучков
М. Равель (Joseph Maurice Ravel 1875-1937). Cinq mélodies populaires grecques / Пять греческих народных песен в обработке М. Равеля M. A4, A5, A9, A10, A11 (1904–06). Исп. Венера Гимадиева
«Chanson de la mariee» / «Песня невесты», A9
«La-bas, vers l`eglise» / «Там, возле церкви», A10
«Quel galant m`est comparable» / «Какой кавалер сравнится со мной», A4
«Chanson de cueilleuses de lentisques» / «Песня сборщиц фисташек», A5
«Tout gai!» / «Веселей!», A11
М. Равель (Joseph Maurice Ravel 1875-1937). Греческая песня «Tripatos» («Mains qui n`ont pas pu le soleil») / «Трипатос» («Руки, которые не могли видеть солнце») M.A 13 (1909). Исп. Венера Гимадиева
*В программе возможны изменения
Музыкальный импрессионизм — один из самых завораживающих и уточненных стилей. Появившись во Франции в конце XIX века, он, вслед за живописным импрессионизмом, захватил практически все европейские страны. Параллельно с impressionnisme зазвучал его противоположность — экспрессионизм, полный напряженного ожидания и вечной тревоги, граничащей с ужасом. 17 мая 2025 года два эти стиля встретятся на сцене концертного Пакгауза. Музыкальные портреты и пейзажи композиторов рубежа XIX-XX века представят солисты Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина.
Представитель музыкального импрессионизма французский композитор Клод Дебюсси (Achille-Claude Debussy 1862-1918) был уверен, что «Музыка — как раз то искусство, которое ближе всего к природе... Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию». Поэтому его сочинения — красочные и утонченные пейзажи и портреты, impression от встреч и путешествий.
«Paysage sentimental» / «Сентиментальный пейзаж» Дебюсси написал в 1883 году на стихи своего друга французского поэта-символиста Поля Бурже (Paul Bourget 1852-1935) из его сборника «Les aveux» / «Признания». Гармоничное единении мелодии поэтических строк и вокально-фортепианной искренности чувств рождают состояние восторженного ожидания счастья. Музыка «противопоставляет кажущуюся смерть дремлющей природы живости любви», — считает французский музыковед Мари-Клэр Бельтрандо-Патье.
Очаровательные «Trois chansons de Bilitis» / «Три песни Билитис» появились, благодаря умелой литературной мистификации. Французский поэт Пьер Луис (Pierre Louis, 1870—1925) в 1894 году опубликовал в Париже сборник «своих переводов древнегреческой поэтессы Билитис». Но на самом деле, тексты в сборнике были мастерскими стилизациями, созданными Луисом. Чувственные стихи привлекли внимание художников и музыкантов. Среди них был друг поэта, композитор Клод Дебюсси. В 1897 году он написал вокальный цикл «Trois chansons de Bilitis», в который включил три античных истории: «Флейта Пана», «Волосы» и «Гробница наяд». Томные мелодии голоса и медитативные переливы фортепианной партии создают импрессионистские картины, наполненные призрачными красками и ускользающими образами.
Вокальный цикл ««Le promenoir de deux amants» / «Прогулка двух влюбленных» был создан в 1910 году на стихи французского поэта XVII века Тристана Л'Эрмита (Francois Tristan L’Hermite 1601-1655) и посвящен жене композитора Эмме. В него вошли три романса, наполненные звучащей в ранее написанной опере «Pelléas et Mélisande» («Пеллеас и Мелизанда» 1901) «атмосферой грез», полутонами, недосказанностью.
Талантливый композитор и пианист Рейнальдо Ан (Reynaldo Hahn de Echenagucia 1874-1947) рано начал свой творческий путь. В 10 лет он уже учился в Парижской консерватории у Ш. Гуно, К. Сен-Санса, Ж. Массне. В 16 лет пресса писала о нем, как о «тонком и оригинальном музыканте». Среди его знакомых были Стефан Маларме и Поль Верлен, Альфонс Доде и Масель Пруст, Морис Равель и Альфред Корто. Друг композитора Марсель Пруст в 1896 году опубликовал свой первый сборник новел и стихов в прозе «Les plaisirs et les jours» («Удовольствия и дни») в который вошли «Портреты художников и музыкантов». По первым четырем стихотворениям, посвященным художникам, Ан написал фортепианный цикл. Близкие друзья, поэт и композитор создали романтичные и красочные портреты живописцев, точно подметив излюбленные темы художников: пасторальные пейзажи Альберта Кёйпа, сельскую романтику Паулюса Поттера, парадные портреты Антона ван Дейка, легкомысленные пикники Антуана Ватто.
Художникам первой половины XX века посвятил вокальный цикл представитель французской «Шестерки» Франсис Пуленк (Francis Jean Marcel Poulenc 1899–1963). Композитор прекрасно знал и высоко ценил мировые живопись и поэзию. Но у него, конечно же, были свои предпочтения: «Здесь покоится Франсис Пуленк, музыкант Аполлинера и Элюара», — предлагал он высечь на своём надгробии. Цикл «Le Travail du peintre» / «Работа живописца» был написан в 1956 году на стихи поэта-символиста Поля Элюара (Paul Éluard 1895-1952). Семь стихотворений из разных сборников поэта — образы известных поэтов, формировавших живописный стиль начала XX века: кубист Пабло Пикассо (Испания-Франция), экспрессионист/кубист Марк Шагал (Россия-Франция), фовист/ кубист Жорж Брак (Франция), «хрустальный» кубист Хуан Грис (Испания), экспрессионист/сюрреалист Пауль Клее (Швейцария), сюрреалист Жоан Миро (Испания), кубист/абстракционист Жак Вийон (Франция). Музыка Пуленка окрасила слова Элюара в неповторимые тона картин этих художников. «Его язык говорит ясно, прямо и по-человечески с каждым поколением», — сказала о Франсисе Пуленке английская литератор и либреттист Джессика Дюшен.
Немецкий композитор, основатель нововенской школы и додекафонии Арнольд Шенберг (Arnold Franz Walter Schoenberg 1874-1951) был не только музыкантом. Он был блестящим педагогом, литератором и даже художником. Его картины выставлялись и печатались рядом с работами Сезанна, Пикассо, Кандинского. Музыка Шенберга — причудливое сочетание красок звука и мелодии картины. Пример тому — вокальный цикл Three songs на стихи одного из самых неоднозначных немецких поэтов Якоба Харингера (Jakob Haringer 1898-1948). Творчество Харингера оставляет впечатление романтически-экспрессионистской неудавшейся попытки найти гармонию в собственной жизни и мире. Обрывки мыслей, неопределенность чувств в его стихах очень точно почувствовал Шенберг. Three songs — вокальная лирика, в которой широкие сочные линии кантилены контрастируют с живописным пуантилизмом диссонантных ходов и ритмическими изломами.
20-е годы ХХ века возвращали Европу в мирное время после первой мировой войны. Столица Франции Париж снова становилась городом-праздником с вечеринками и дефиле. Одним из организаторов светских тусовок стал граф Этьен де Бомон. Культурная программа этих вечеринок включала в себя в том числе короткие спектакли и концерты. Для одного из балов-маскарадов в замке Бомона французский композитор-авангардист Эрик Сати (Erik Satie 1866-1925) написал на стихи французского поэта-абсурдиста Леона-Поля Фарга (Léon-Paul Fargue 1876-1947) свой последний вокальный цикл «Ludions» / «Давайте играть». Озорство начиналось с заголовка: людионами называли маленькие фигурки, которые опускали в герметичный контейнер с водой, и наблюдали за их движениями. Особый поэтический стиль Фрага превращал тексты в детскую шалость, которую умело подхватил своей музыкой Сати. Печаль ребенка об умершей любимой белой крысе (№1«Air du rat») перекликается с умилением очаровательным белым котенком Потассоном (№5 «Chanson du chat»), игривый «лягушачий» кек-уок (№3 «La grenouille américaine») соседствует с пародийными романсом и хоралом (№2 «Spleen», №4 «Air du poète»). Цикл предназначался юной сопрано, чей голос Сати считал «ангельским», Маргарите Жакмер (дочери первой женщины-модельера Жанны Ланвен, основательницы дома высокой моды Lanvin). Жакмер стала первой исполнительницей «Ludions». Премьера состоялась на «Барочном балу», устроенном графом Бомоном 30 мая 1923 года в Париже. Пьер-Даниэль Тамплье, биограф композитора, считал этот цикл «одним из самых успешных произведений Сати благодаря идеальному соответствию между вдохновением поэта и музыканта. Знакомая игривость стихов Фарга, их детские ритмы, их юмористическая ностальгия — всё это тонко передано Сати...».
В 2025 году исполняется 150 лет со дня рождения одного из самых ярких представителей французского импрессионизма композитора Мориса Равеля (Joseph Maurice Ravel 1875-1937). Его музыка изысканными красками и совершенством линий-мелодий подобна полотнам французских художников. Одной из составляющих творчества Равеля, о которой говорят его исследователи, была выверенность записанных произведений. Говорят, что не существует даже черновиков, по которым можно было бы отследить творческий процесс. Есть только чистые рукописи камерной, оркестровой, театральной музыки. Возможно такая точность исполнения стала одной из причин внимания Равеля к текстам французского драматурга и поэта Жюля Ренара (Jules Renard 1864-1910), который утверждал, что «Синонимов не существует. Есть только точное слово, и писатель его знает». Обращение к прозаическому циклу Ренара «Histoires naturelles» / «Естественные истории» для Равеля стало возможностью перенести на музыку строфы, для неё, казалось бы, не предназначенные. Но удалось же это сделать русскому композитору Модесту Мусоргскому в вокальном цикле «Детская», вызвавшему особый интерес Равеля. Реалистичные и остроумные описания животных, насекомых, птиц и растений в сборнике новелл Ренара заиграли новыми красками в вокальном цикле на музыку Равеля. В 1907 году в Париже состоялась премьера «Histoires naturelles» в исполнении французской меццо-сопрано Джейн Батори. На вопрос Ренара о том, что-же было изменено в тексте для переложения его на музыку, Равель ответил: «Я не намеревался добавить что-нибудь, только интерпретировал это… Я пытался сказать музыкой то, что Вы говорите словами».
Кроме огромной любви к животным у Равеля была страсть к путешествиям, так эмоционально точно переданная в песне на стихи французского поэта-символиста Анри де Ренье (Henri-Francois-Joseph de Régnier 1864-1936) «Les grands vents venus d`outre-mer» / «Великие ветры, пришедшие из-за моря». Поездки в разные страны наполняли его музыку характерными ритмическими, мелодическими, гармоническими оборотами в которых безошибочно угадывалась национальная принадлежность. А музыковеды отмечали особую деликатность и бережное отношение к культуре разных народов.
Обработки Четырех народных песен Равель написал в 1910 году специально для конкурса House du Lied / Московского Дома песни, основателем которого был французский писатель и большой поклонник русской музыки Пьер д'Альхейм. Цикл стал победителем объявленного конкурса и впервые прозвучал 19 декабря 1910 года в Париже в исполнении Марии Олениной-д'Альхейм, основоположницы русского камерного исполнительства, и её брата, пианиста Александра Оленина.
В это же время была написана шотландская песня на стихи Роберта Бернса (Robert Burns, 1759—1796) «Vallons, côtaux du fleuve am» / «Долины, склоны реки ам». Она не стала победителем House du Lied, но осталась одним из ярких примеров виртуозного применения метода «воображаемого фольклора».
В 1914 году состоялась премьера Двух еврейских мелодий для голоса и фортепиано Равеля. Они были инструментованы по просьбе певицы Альвины Альви, ставшей первой исполнительницей цикла. За фортепиано был сам композитор.
Французский музыкальный критик Жорж Жан-Обри попросил в 1904 году Равеля сделать обработки нескольких греческих песен, которые могли бы проиллюстрировать его лекции. Через два дня Cinq mélodies populaires grecques / Пять греческих народных песен были исполнены. Но, зная пристрастие Равеля к абсолютной точности в своих работах, было предсказуемо, что он продолжит доводить до совершенства так быстро созданные сочинения: три обработки из пяти были заменены на новые. Через два года отредактированный цикл прозвучал в исполнении знаменитой французской певицы армянского происхождения Маргариты Бабаян. Позже по её просьбе Равель сделал еще одну обработку — греческой песни «Tripatos».
Возраст12+
Длительность2 часа 20 минут с одним антрактом
РепертуарКонцерт
НаправленностьКонцерт
* Театр оставляет за собой право замены исполнителей