Нежный авангард

Программа в 2-х отделениях

Концертный зал «Пакгауз» 

Продолжительность 1 час 40 минут


Исполнители:

Марина Волкова (флейта), лауреат международных конкурсов

Луиза Минцаева (арфа), лауреат международных конкурсов

Маргарита Пичужкина (альт), лауреат международных конкурсов



Программа концерта:

К. Дебюсси (Claude Debussy 1862-1918). Соната для флейты, альта и арфы  L. 137 (1915)

Pastorale

Interlude

Final


Тору Такемицу (1930-1996). «And then I knew ’twas Wind» («И тогда я понял, это был ветер») для флейты, альта и арфы  SJ 1071 (1992)


А. Жоливе (André Jolivet 1905-1974). Petite suite / Маленькая сюита для флейты, альта и арфы (1941) 

Prélude. Modéré

Modéré sans traîner

Vivement

Allant

(Without title)


М. Вайнберг (1919-1996). Трио для флейты, альта и арфы op. 127 (1979) 


С. Губайдулина (род.1931). «Сад радости и печали» для флейты, альта и арфы (1980)


Среди всех даров, оставленных нам XIX веком, особое место занимает воздушный, чувственный, колористичный Импрессионизм (impression в пер. с фр «впечатление»). Чтобы передать неуловимые оттенки и мимолетные впечатления прекрасного мира импрессионисты создали в искусстве особый язык и приемы выражения, которые в XX и XXI веке используют их последователи. Один из таких приемов в музыке — сочетание тембров божественной арфы, аристократичной флейты и романтичного альта. Произведения, написанные для трио в таком составе, прозвучат в программе «Нежный авангард». 


Яркий представитель музыкального импрессионизма француз Клод Дебюсси (1862-1918) работал над Сонатой для флейты, альта и арфы самозабвенно. Это было второе произведение из задуманного цикла «Шесть сонат для разных инструментов, сочиненных Клодом-Ашилем Дебюсси, французским музыкантом». «Мои ночи за последнее время были… прелестными. Я закончил в эскизе сонаты для флейты, гобоя и арфы (прим. ред. в окончательном варианте — для флейты, альта и арфы), и наша реальная жизнь была от меня так далеко! Гармоничные периоды следовали один за другим, забыв о смятении, царящем поблизости от них…», — поделился композитор 16 сентября 1915 года со своим другом, композитором и издателем Ж. Дюраном. Изящество и стройность музыкальных построений сделали сонату одним из самых любимых произведений её автора. «Она относится ко времени, когда я знал еще, что такое музыка. И, как кажется, помнит очень давнего Клода Дебюсси, того, кто написал Ноктюрны», — писал тяжело больной Дебюсси швейцарскому журналисту и музыкальному критику Роберу Годе 4 сентября 1916 года.

  

Тору Такемицу (1930-1996) стал первым японским композитором ХХ века, завоевавшим международное признание. Он называл Дебюсси «Великим учителем». Преклонение перед французским импрессионистом ощущается в звучании и построении многих произведений японца. В их числе — «And then I knew ’twas Wind», названием которого стала строка из стихотворения американской поэтессы Эмили Дикинсон. Владея в совершенстве европейской композиторской техникой, композитор с восточной тонкостью и красочностью воплотил в музыке журчание ручья и блики солнца, трели птиц и порыв ветра… «Музыка же есть всегда - здесь и там. Таким образом, задача композиторов состоит в том, чтобы изгибать и формировать звуки в форму, которую мы называем музыкой», — утверждал Такемицу. 


Андре Жоливе (1905-1974) — французский композитор и дирижер, в биографии которого есть военная служба, музыкальное руководство театром «Комеди Франсез», работа на радио и в Министерстве культуры Франции, преподавание в Парижской консерватории, критические статьи и книги. В 1936 году Жоливе вместе с О. Мессианом, Д. Лесюром и И. Бодрие создал объединение «Молодая Франция», выступая «против иссушающей эстетики» и стремясь «создавать и способствовать созданию живой музыки». Вторая мировая война изменила планы. Жоливе был призван на службу, где провел почти полтора года. Военные впечатления заставили его отказаться от атональных экспериментов в пользу лирических тем и ясности формы. В 1941 году композитор написал Petite suite — Маленькая сюита для флейты, альта и арфы — красочные, ностальгические картины, переданные красивейшим инструментальным тембром. «Музыка это прежде всего акт общения... Общение композитора и природы... в момент создания произведения, а затем — общение между композитором и публикой в момент исполнения произведения», — считал Андре Жоливе.  


Русского композитора польского происхождения Мечислава Вайнберга (1919-1996) Дмитрий Шостакович назвал выдающимся. Прошедший войну и репрессии, он наполнил свое творчество великой любовью к людям. Он — автор опер, балета, симфоний, саундтреков к мультфильмам и кинофильмам. Но всем грандиозным полотнам Вайнберг предпочитал камерную музыку.  В 90-е годы ХХ века его произведения практически не исполнялись, а в XXI веке с триумфом вернулись на музыкальную карту мира. Трио для флейты, альта и арфы Мечислава Вайнберга — третье и заключительное его сочинение для трех инструментов. Тембровое звучание такого состава помогает не только слушать и понимать интонационное богатство музыки Вайнберга, но словно изнутри, через струны нервов ощущать его духовный месседж: «Композитор — это не забава, это вечный разговор, вечный поиск гармонии в людях и природе. Этот поиск — смысл и обязанность нашего кратковременного прохождения по земле».


Композитор София Губайдулина (род.1931) стала одним из символов российской культуры ХХ века. Её музыкальный язык ярок, современен и понятен каждому, даже неискушенному слушателю. Трио «Сад радости и печали» для флейты, альта и арфы было написано для известной арфистки Ирины Коткиной для её гастрольного тура. София Асгатовна в это время читала поэму-роман «Откровение розы» московского писателя Ива Оганова о жизни средневекового поэта Саят-Нова и сборник стихотворений и дневников немецкого поэта Франциско Танцера, подаренный ей автором. «…много, много тишины в этой книге. [Пьеса] возникла из впечатления от двух поэтических миров, что слились во мне в единый образ восточного сада, где все живет тишиной, и болью западных стихов Франциско Танцера», — писала Губайдулина о создании одночастного инструментального трио, посвященного поэту Ф. Танцеру. В финале «Сада» музыка, не завершаясь, переходит в поэтическую мелодию строк из «Дневников» Танцера: 

«Когда все действительно закончится?

И где настоящий предел?

Все границы очерчены

Будто деревяшкой или каблуком

В земле.

А пока…

Граница здесь.

Все это искусственно.

Завтра сыграем мы

Другую игру»


Возраст12+

Длительность1 час 40 минут с одним антрактом

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

отзывы (0)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо