Открытие Фестиваля современной музыки
Фестиваль Современная музыка: к 80-летию Великой Победы
Открытие Фестиваля современной музыки
Концерт в 2-х отделениях
Концертный Пакгауз
Продолжительность 2 часа
Исполнители:
Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского государственного академического театра оперы и балета имени А.С. Пушкина
Дирижер — лауреат международных конкурсов Дмитрий Синьковский
Солист — Александр Воронов (бас)
Программа концерта:
Д.Д. Шостакович (1906-1975). Симфония №7 C-dur «Ленинградская» op. 60 (1941)
Allegretto
Moderato - Poco allegretto
Adagio
Allegro non troppo
Ф. Мартен (Frank Martin 1890-1974). Шесть монологов из «Jedermann» («Имярек») Г. Гофмансталя (1943)
«Ist alles zu End dad Freudenmahl» / «Праздник радости закончился»
«Ach Gott, wie graust mir vor dem Tod» / «О Боже, как я боюсь смерти»
«Ist als wenn eins gerufen hat» / «Как будто кто-то позвонил»
«So wollt ich ganz zernichtet sein» / «Поэтому я хотел быть полностью уничтоженным»
«Ja! Ich glaub: solches hat er vollbracht» / «Да! Я верю: Он этого добился»
«O ewiger Gott! O göttliches Gesicht!» / «О вечный Боже! О божественный лик!»
Вера и Музыка сопровождали швейцарского композитора Франка Мартена (Frank Martin 1890-1974) с рождения. Появившись на свет в семье протестанского пастора, Мартен сам научился играть на фортепиано и уже к 10 годам начал сочинять музыку. Потрясением для мальчика стали «Страсти по Матфею» И. С. Баха, на исполнении которых ему посчастливилось попасть. Диалог Бога и Человека стал главной темой творчества Франка Мартена. Одно из воплощений этой темы — самое известное вокальное сочинение композитора, вокальный цикл, написанный в 1943 году на тексты пьесы австрийского драматурга и либреттиста Гуго фон Гофмансталя (Hugo von Hofmannsthal 1874-1929) «Jedermann» / «Ксждый человек» (1911). Основоположник современной австрийской литературы, Гофмансталь получил блестящее образование. Он писал пьесы, стихи, эссе, был знаком со многими выдающимися литераторами и музыкантами, стал автором шести либретто для композитора Рихарда Штрауса. В 1911 году Гофмансталь создал пьесу «Jedermann», ставшую знаковым явлением в истории мирового театра. 22 августа 1920 года на Соборной площади перед Зальцбургским собором состоялся первый спектакль Первого Зальцбургского фестиваля — мистерия «Jedermann» Гофмансталя в постановке режиссера Макса Рейнхарда, с тех пор ежегодно открывавшая фестиваль. Так продолжалось до 1938 года — присоединения Австрии к нацистской Германии. Разговор о вине, раскаянии и спасении не устраивал нацистских оккупантов. Возвращение Зальцбургского фестиваля и «Jedermann» состоялось только в 1946 году. Но в 1943 году, в разгар второй мировой войны Мартен представил миру свой музыкальный вариант исповеди Человека — Шесть монологов из «Jedermann» Г. Гофмансталя — размышление о смерти, искуплении, этике и личной совести. В дни разрушения цивилизации Мартен воспевал силу искусства и веру в Бога. Композитор предполагал создать по пьесе оперу, но предпочел камерное решение — монологи главного героя в сопровождении фортепиано. Сочетание додекафонии и импрессионистских красок завораживает, усиливая философское наполнение текстов. Премьера Монологов Мартена состоялась 5 августа 1944 года в швейцарском городе Гштааде в исполнении баритона Макса Кристманна, для которого был написан цикл. За фортепиано был Франк Мартен. В 1949 году Мартен оркестровал фортепианную партию.
«Первая часть этого произведения была мною закончена 3 сентября, вторая — 17 сентября, а третья — 29 сентября. Сейчас я заканчиваю последнюю, четвертую часть. Я никогда не сочинял так быстро, как сейчас», — писал в 1941 году русский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) о своей работе над Седьмой Симфонией. Великая отечественная война изменила судьбы людей, нарушила планы, но она для многих она стала триггером, вызвавшим невероятную силу борьбы за жизнь и счастье. Для Шостаковича спасением стало творчество. 8 сентября вокруг Ленинграда сомкнулось кольцо блокады. 1 октября 1941 года композитор с семьей был эвакуирован в Москву, а затем в Куйбышев. Там 27 декабря 1941 года Ленинградская симфония была завершена. Премьера Седьмой симфонии состоялась 5 марта 1942 года в исполнении находившегося в Куйбышеве в эвакуации Симфонического оркестра Большого театра России под управлением Самуила Самосуда и транслировалась в города Советского Союза и за границу. В том же 1942 году Симфонию услышали в Москве и Новосибирске, в Лондоне и Нью-Йорке. И вот 9 августа 1942 года Симфония №7 «Ленинградская» Д.Д. Шостаковича в исполнении Большого Симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета под руководством дирижера Карла Илиасберга прозвучала в Ленинградской филармонии. Свободных мест в зале не было. Музыка раздавалась в уличных динамиках. Жители блокадного города слушали посвященную им симфонию, зная, что город жив. «Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке. Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с черными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний. Симфония прозрачна в своей огромной сложности, она и сурова, и по-мужски лирична, и вся летит в будущее, раскрывающееся за рубежом победы человека над зверем», — писал о «Ленинградской» российский писатель Алексей Толстой в газете «Правда» от 16 февраля 1942 года.
Александр Воронов (бас)
В 2013 окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского по специальности дирижёр хора.
В 2013-2022 проходил обучение в Университете Моцартеум (г. Зальцбург) по специальностям академический вокал, немецкий лид и оратория.
Во время обучения в рамках Зальцбургского фестиваля сотрудничал с такими дирижёрами, как Р. Мути, К. Тилеманн, М. Минковский, Т. Курентзис, Дж. Капуано, А. Нельсонс и с такими режиссёрами, как К. Лой, Р. Кастеллуччи, М. Штурмингер, О. Мирс.
Исполнил главные партии мирового оперного репертуара на Зальцбургском фестивале, в летней опере Бергена (Норвегия), в оперном театре Тэгу (Южная Корея), в Эльбской филармонии (Германия), на сценах Пермского государственного театра оперы и балета, Московского Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
С августа 2024 — солист Нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина.
Дмитрий Синьковский, дирижер
Лауреат международных конкурсов: Премия Бонпорти, имени И. С. Баха в Лейпциге, Musica Antiqua в Брюгге, имени Бибера, имени Телемана.
Дирижер, скрипач, контр-тенор. Окончил оркестровый факультет МГК имени П. И. Чайковского и аспирантуру факультета исторического и современного исполнительского искусства консерватории. Учился хоровому дирижированию в Загребской музыкальной академии у Т. Фачини. Занимался оперным и оркестровым дирижированием под руководством ученицы Ильи Мусина С. Бекировой в Тулузе.
В 2011 основал ансамбль старинных инструментов La Voce Strumentale.
2012-2015 — приглашенный дирижер и солист оркестра Il Complesso barocco.
Брал уроки вокала (контр-тенор) у М. Чанса, Я. Иваниловой и М. Давалуи.
Выступает с ансамблями и оркестрами: Il Giardino Armonico, Accademia Bizantina, Concerto Köln (Германия), B`Rock (Бельгия), Helsinki Baroque Orchestra (Финляндия), Arion Baroque Orchestra (Канада), Orquesta Barroca de Sevilla, Orquesta Nacional de España (Испания), Armonia Atenea (Греция), Seattle Symphony (США) и Dubrovnik Symphony orchestra (Хорватия).
Тесно сотрудничает с французским лейблом звукозаписи Naïve.
С 2022 — главный дирижер Нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина.
С оркестром La Voce Strumentale гастролировал в Берлинской филармонии, в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга в рамках дней культуры Нижегородской области в Санкт-Петербурге, на сцене концертного зала «Зарядье», в Московской государственной академической филармонии, в Концертном зале имени П. И. Чайковского в г. Москве.
Участник международного фестиваля искусств «Шостакович.ХХ век» в Самаре и Тольятти, Пушкинских дней русской поэзии в Пушкинских горах, фестивалей «Болдинская осень», «Стрелка», «Великая Русь», Фестиваля современной музыки в Нижнем Новгороде, Дягилевского фестиваля.
Оркестр La Voce Strumentale (LVS) создан в марте 2022 года художественным руководителем театра Алексеем Трифоновым и главным дирижером Дмитрием Синьковским. Это один из самых молодых и быстро развивающихся музыкальных коллективов России. В состав оркестра вошли артисты с опытом работы в ведущих российских и европейских оркестрах и оперных театрах. Многие из них – известные солисты, лауреаты международных конкурсов. Коллектив принимал участие в Тхонъёнском международном музыкальном фестивале в Южной Корее, Крещенском фестивале в Новой опере, фестивале «Дни пушкинской поэзии русской культуры» в Михайловском, в культурной программе Санкт-Петербургского международного экономического форума, Международном фестивале искусств «Стрелка» и Фестивале современной музыки в Нижнем Новгороде, Международном фестивале искусств «Шостакович. ХХ век» в Самаре и Тольятти, Московском летнем и зимнем музыкальных фестивалях «Зарядье», Дягилевском фестивале в Перми, в концертной программе международной выставки-форума «Россия» на ВДНХ.
С огромным успехом прошел концерт оркестра в Берлинской филармонии в октябре 2022 года. LVS — единственный оркестр театра оперы и балета, проводивший персональный абонемент в Московской государственной академической филармонии.
Возраст12+
Длительность2 часа 00 минут с одним антрактом
РепертуарКонцерт
НаправленностьКонцерт
Действующие лица
Состав исполнителей на 25.09.2025 19:00
Место проведения
Концертный Пакгауз
Цена
от 1000 руб.
* Театр оставляет за собой право замены исполнителей
отзывы (0)