Пушкин в кино
Пушкин в кино
Концерт в 2-х отделениях
Концертный Пакгауз
Продолжительность 2 часа
Исполнители:
Нижегородский русский народный оркестр им. В.А. Кузнецова, лауреат международного конкурса им. Г. Шендерева, лауреат премии г. Нижнего Новгорода
Главный дирижер — Борис Схиртладзе, лауреат международного и всероссийского конкурсов
София Схиртладзе (меццо-сопрано)
Александр Миминошвили (баритон)
Программа концерта:
1 отделение
И.И. Шварц (1923-2009). «Станционный смотритель», музыка из кинофильма
(режиссер – Сергей Соловьев, 1972). Солист — Александр Миминошвили
А.Г. Шнитке (1934-1998). «Как царь Пётр Арапа женил», музыка из кинофильма
(режиссер — Александр Митта, 1976). Солист — Александр Миминошвили
2 отделение
А.Г. Шнитке (1934-1998). «Маленькие трагедии», музыка к кинофильму
(режиссер — Михаил Швейцер, 1979). Солистка — София Схиртладзе
Шаги Командора. Командор.
Смерть Дон-Гуана
Последняя импровизация
Чума
Песня Мери
Импровизация Моцарта
Контрданс
Фантазия c-moll (отрывок)
Хаос
Две песни Лауры
Наплыв. Жига.
Гимн чуме
Гимн Вальсингама
В дни Всероссийского Пушкинского фестиваля «Болдинская осень» на сцене Концертного Пакгауза прозвучит музыка из кинофильмов, снятых по произведениям великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Её авторы — российские композиторы Исаак Шварц и Альфред Шнитке. Совершенно не похожие между собой по стилю и композиторскому почерку, они смогли создать саундтреки, точно попадающие в пушкинские образы.
Исаак Иосифович Шварц (1923-2009) — автор симфонических и камерных сочинений, балетов и романсов, вошел в историю как классик киномузыки. Он так и называл себя — «кинокомпозитор». Мелодии Шварца звучат в фильмах выдающихся режиссеров Ивана Пырьева и Михаила Швейцера, Владимира Мотыля и Алексея Германа, Сергея Соловьева и Петра Тодоровского, Павла Лунгина и многих других. Его уважение и подчинение режиссерскому замыслу, тонкая эмпатия к героям картин рождали идеальную гармонию происходящего на экране. Кинофильм «Станционный смотритель» по одной из «Повестей Белкина» А.С. Пушкина стал не первой совместной работой композитора Исаака Шварца и режиссера Сергея Соловьева. Впервые они встретились на дебютной полнометражной картине Соловьева и сохранили на всю жизнь творческую дружбу, ставшую одним из секретов успеха. Музыка к «Станционному смотрителю» идеально поддержала сентиментальную драму, запечатленную режиссером. Романсы на стихи Пушкина, прозвучавшие в ней, словно пришли из салонов XIX века. Элегия, ставшая лейтмотивом фильма, — красивейшее и часто исполняемое произведение Шварца. Услышав её, знаменитый японский режиссер Акира Куросава, подбирающий съемочную группу фильма «Дерсу Узола», без колебаний пригласил композитора работать над картиной, получившей в последствии «Оскара». «Я сделаю любую замороченную оркестровку, наплету любых самых многозначительных диссонансных пируэтов… Но по-настоящему самое трудное для каждого композитора и самое большое для него счастье — сочинить свежую, сильную, запоминающуюся мелодию! Всё остальное — дело техники», — писал Исаак Шварц.
«Шнитке — прирожденный создатель крупных музыкальных полотен, концепций в музыке. Дилеммы мира и культуры, добра и зла, веры и скепсиса, жизни и смерти, наполняющие его творчество, делают произведения советского мастера эмоционально выраженной философией», — написала российский музыковед Валентина Холопова о композиторе Альфреде Гарриевиче Шнитке (1934-1998). Его музыка исполнялась на крупнейших сценах России и мира, а потом вдруг становилась неугодной. И когда наступала концертная «тишина», Шнитке писал музыку для кино. Он работал с М. Роммом, А. Миттой, А. Хржановским, М. Швейцером, другими выдающимися режиссерами. Мелодии Альфреда Шнитке звучат в более чем 60 фильмах, становясь главным персонажем — эмоциональным стержнем перенесенной на экран истории.
«На протяжении одного поколения Шнитке из крайнего авангардиста превратился в почитаемого классика», — сказал о композиторе кинорежиссер Александр Митта. Огромное уважение и абсолютное взаимопонимание Шнитке и Митты подарили поклонникам кинематографа и музыки великолепные кинооткровения — фильм-катастрофу «Экипаж», фэнтези «Сказка странствий» и первую из совместных работ «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», экранизацию неоконченной повести А.С. Пушкина «Арап Петра Великого». Полистилистика Шнитке идеально совпала с режиссерским замыслом объединить кино, мультипликацию и изображение гравюр.
Фильм «Маленькие трагедии» был снят режиссером Михаилом Швейцером по одноименному поэтическому циклу А.С. Пушкина и нескольким его неоконченным произведениям. Поэт-импровизатор приезжает в Петербург, где выступает для аристократической публики, задающей ему темы для импровизаций. Музыка Шнитке предвосхищает действия героев, усиливает проникновенность момента и рисует живописные послесловия. Композитор говорил: «Цель моей жизни — объединить серьёзную и лёгкую музыку, даже если я сломаю себе шею, пытаясь это сделать». Это у него с блеском получилось в «Маленьких трагедиях», где средневековая готика уступает место романтическому вальсу, классические пассажи Моцарта обрываются экспрессионистским взрывом, меняясь на перебор испанской гитары.
Возраст12+
Длительность2 часа 00 минут с одним антрактом
РепертуарКонцерт
НаправленностьКонцерт
