Вокальная музыка немецких романтиков
Вокальная музыка немецких романтиков
Концерт в 2 отделениях
Концертный Пакгауз
Продолжительность 2 часа
Концерт идет на языке оригинала
Исполнители:
Татьяна Иващенко (сопрано)
Елена Сизова (сопрано)
Светлана Ползикова (сопрано)
Сергей Писарев (тенор)
Дмитрий Белянский (тенор)
Евгений Фан (баритон)
Александр Воронов (бас)
Софья Журкина (фортепиано)
Женский хор Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина
Хормейстер и дирижер — главный хормейстер театра Арина Мирсаетова
Погрузитесь в атмосферу немецкого романтизма на концерте «Вокальная музыка немецких романтиков». Солисты и женский хор Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина представят шедевры Франца Шуберта, одного из основоположников музыкального романтизма.
В XIX веке романтизм пришел на смену строгому классицизму, акцентируя внимание на чувствах и эмоциях человека. Камерная вокальная музыка стала излюбленным жанром композиторов этого времени. Франц Шуберт, вдохновляясь поэтическими текстами, создал жанр песни как "лирической исповеди", придавая словам новые музыкальные краски.
На концерте прозвучат проникновенные вокальные квартеты Шуберта и его изысканная "Серенада" для альта и женского хора с фортепиано. Это произведение, написанное по заказу вокального педагога Анны Фрёлих, демонстрирует мастерство композитора в создании вокальных и инструментальных партий, требующих безупречного исполнения.
Во второй половине XIX века традиции Шуберта продолжил Йоганнес Брамс, чьи почти 400 вокальных произведений отражают его стремление передать эмоции через мелодию. Брамс черпал вдохновение из народной музыки и барочных приемов, создавая изящные вокальные узоры, особенно притягательные в исполнении женского хора.
Еще один композитор, чьи произведения вы услышите в концерте, – Макс Регер. Вдохновленный Вагнером, он посвятил свою жизнь музыке, работая в различных жанрах и выступая как органист и дирижер. Его творчество, хотя и несколько забытое после его смерти, вновь открывается для слушателей. На концерте прозвучат Три песни для хора Регера, позволяющие оценить его вклад в музыкальную культуру.
Программа концерта:
1 отделение
1. Ф. Шуберт (Franz Peter Schubert 1797-1828). Ständchen «Zögernd leise» /Серенада «Тихо крадучись» для альта-соло, хора и фортепиано на ст. Ф. Грильпарцера (Franz Grillparzer 1791-1872) op. 135 (1827). Соло — Елена Сизова.
2. Ф. Шуберт (Franz Peter Schubert 1797-1828). Квартет «An die Sonne» / «К солнцу» на ст. И. П. Уца D 439 (1816)
3. Ф. Шуберт (Franz Peter Schubert 1797-1828). Квартет «Die Geselligkeit» («Lebenslust») / «В кругу друзей» («Радость жизни») на ст. И.К. Унгера D 609 (1818)
4. Й. Брамс (Johannes Brahms 1833-1897). 12 песен и романсов для женского хора и фортепиано op. 44 (1859–60)
Тетрадь I:
«Minnelied» / «Любовная песня» на ст. И. Г. Восса
«Der Braeutigam» / «Жених» на ст. Й. фон Эйхендорфа
«Barcarole» / «Баркарола» пер. с итальянского К. Витте
«Fragen» / «Вопросы» пер. со словенского А.А. фон Ауэршперга
«Die Muellerin» / «Мельничиха» на ст. А. фон Шамиссо
«Die Nonne» / «Монашка» на ст. Л. Уланда
Тетрадь II:
«Nun stehn die Rosen in Bluete» / «И вот расцветают все розы» на ст. П. Хейзе
«Die Berge sind spitz» / «У гор острые вершины» на ст. П. Хейзе
«Am Wildbach die Weiden» / «Луга у быстрого ручья» на ст. П. Хейзе
«Und gehst du ueber den Kirchhof» / «Пройдешь ты по погосту» на ст. П. Хейзе
«Die Braut» / «Невеста» на ст. В. Мюллера
«Maerznacht» / «Мартовская ночь» на ст. Л. Уланда
5. Й. Брамс (Johannes Brahms 1833-1897). Канон «Mir lächelt kein Frühling» / «Весна не улыбается мне» для 4 женских голосов WoO 25 (1877)
6. Ф. Шуберт (Franz Peter Schubert 1797-1828). Квартет «Begraebnislied» / «Погребальная песнь» на ст. Ф.Г. Клопштока D 168
7. Ф. Шуберт (Franz Peter Schubert 1797-1828). Квартет «Grab und Mond» / «Могила и луна» на ст. И.Г. Зейдля D 893 (1826)
8. Ф. Шуберт (Franz Peter Schubert 1797-1828). Квартет «Gesang der Geister über den Wassern» / «Песнь духов над водами» на ст. И.В. фон Гёте D 538
2 отделение
1. Й. Брамс (Johannes Brahms 1833-1897). Из цикла «13 канонов для трехголосного женского хора» op. 113 (1859-91)
«Grausam erweiset sich Amor an mir» / «Жесток со мной Амур» на ст. И. Гете (1891)
«Schlaf, Kindlein schlaf!» / «Спи, дитя, спи!» народная песня (1891)
«Wenn die Klänge nahn und fliehen» / «Звуки песен ближе. дальше» на ст. Й. фон Эйхендорфа (1891)
«Leise Töne der Brust» / «Тихие звуки в груди» на ст. Ф. Рюккерта (1859-63)
«Wenn Kummer hätte zu töten» / «Если б печали было дано убивать» пер. с арабского Ф. Рюккерта (1859-63)
«Einförmig ist der Liebe Gram» / «Горе любви единообразно» на ст. Ф. Рюккерта (1891)
2. Ф. Шуберт (Franz Peter Schubert 1797-1828). Квартет «Des Tages Weihe: Schicksalslenker, blicke nieder» / «Освящение дня: Взгляни на нас, Вершитель судеб» op. posth. 146, D 763 (1822)
3. Ф. Шуберт (Franz Peter Schubert 1797-1828). Квартет «Gott im Ungewitter» / «Господь, являющий себя в буре» на ст. И.П. Уца op. posth. 112/1 D 985 (1827 ?)
4. Й. Брамс (Johannes Brahms 1833-1897). 3 духовных хора для женских голосов a cappella op. 37 (1859)
«O bone Jesu» / «О Боже Иисус»
«Adoramus te, Christe» / «Мы обожаем тебя, Христос»
«Regina coeli» / «Царица небесная»
5. Ф. Шуберт (Franz Peter Schubert 1797-1828). Квартет «Hymne an den Unendlichen» / «Гимн Бесконечному» на стихи Ф. Шиллера op. posth. 112/3 D 232 (1815)
6. Ф. Шуберт (Franz Peter Schubert 1797-1828). Канон «Spruеchе des Konfuzius»: «Dreifach ist der Schritt der Zeit» / «Изречения Конфуция: Тройная поступь времени» D 70 (1813)
7. М. Регер (Johann Baptist Joseph Maximilian Reger 1873–1916). 3 песни для женского хора, op.111b
«Im Himmelreich ein Haus steht» («In Heaven Doth A House Rise») / «Есть дом в Царстве Небесном»
«Abendgang im Lenz» («Evening Walk In Spring») / «Вечерняя прогулка весной»
«Er ist`s» («`tis Spring») / «Это весна»
Возраст12+
Длительность2 часа 00 минут с одним антрактом
РепертуарКонцерт
НаправленностьКонцерт
* Театр оставляет за собой право замены исполнителей