Гендель. Десятников

Г.Ф. Гендель. Л.А. Десятников   

Концерт в 2-х отделениях

Концертный зал «Пакгауз» 

Продолжительность 2 часа


Обратите внимание, что в составе исполнителей произошли изменения. Надежда Павлова не примет участие в концерте.


Исполнители:

Дмитрий Синьковский (дирижер, контр тенор), лауреат международных конкурсов 

Диляра Идрисова (сопрано) лауреат международных конкурсов, лауреат Национальной оперной премии «Онегин», лауреат Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска» 

Яна Дьякова (меццо-сопрано), лауреат международных конкурсов, лауреат Национальной оперной премии «Онегин»

Сергей Годин (тенор), лауреат международного конкурса



Оркестр La Voce Strumentale


В программе концерта прозвучат оперные арии Георга Фридриха Генделя, созданные в 18 веке, и музыка Леонида Аркадьевича Десятникова к балету с пением «Opera», сочиненному в веке 21. Что связывает эти произведения и этих творцов? Безусловно, это композиторское мастерство, театральность, преклонение перед чистотой музыкального языка, уважение к поэтической составляющей своих сочинений. 

Георг Фридрих Гендель (1685-1759) родился в один год с И. С. Бахом и Д. Скарлатти. Он стал одним из крупнейших композиторов эпохи Просвещения. Это касается и огромного творческого наследия, и грандиозных оперных, ораториальных, инструментальных произведений. Свою первую оперу «Альмира» Гендель написал в 20 лет, первую ораторию «Триумф времени и разочарования» — в 23 года. Последняя опера «Дейдамия» была создана композитором почти в 60 — в 1741 году. В том же году всего за 21 день родилась грандиозная оратория «Мессия». Она стала последним произведением, в исполнении которого композитор принял участие за несколько дней до смерти. Оперное творчество Генделя предвосхитило многие открытия Глюка и Моцарта более позднего времени, но при жизни композитора не пользовалось особой любовью слушателей. Зато оратории триумфально звучали со сцен театров и концертных залов. «Я очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей; я стремился их сделать лучше», — признавался Гендель. «…потрясающая, гениальная музыка», — так говорит о Г.Ф. Генделе Леонид Десятников.

«…барочный композитор, случайно родившийся в XX-XXI веке», — написала о самом Десятникове музыкальный и театральный критик Екатерина Беляева. Леонида Десятникова называют одним из самых исполняемых современных композиторов: более десяти саундтреков к кинофильмам, музыка для спектаклей Александринского театра, сотрудничество со скрипачом и дирижером Гидоном Кремером, оперы в репертуаре Большого и Мариинского театров, балеты в постановке выдающегося хореографа Алексея Ратманского… В 2009-2010 годах Леонид Аркадьевич был музыкальным руководителем Большого театра России. Десятников — автор произведений разных жанров, подчас не вписывающихся в известные нам стили. Одним из его любимых приемов стал центон — музыкальное полотно, собранное из множества цитат других композиторов. Каждое произведение Леонида Десятникова заставляет сначала замереть в растерянности-осознании-принятии, а потом переслушивать вновь и вновь, открывая один за другим смысловые пласты. Балет с пением «Opera» был написан в 2013 году на тексты выдающегося итальянского драматурга и либреттиста XVIII века Пьетро Метастазио (1698-1782). Либретто создано в соавторстве с итальянским писателем Карлой Мускио, перед которой стояла задача отбора текстов, не использовавшихся ранее в барочных операх. В создании стилистики эпохи барокко Десятников брал за основу творчество Генделя, не прибегая в прочем — при всей любви к центонному письму — к цитированию. Здесь скорее спроецированы закономерности барочных опер. Премьера «Opera» состоялась в 2014 году в миланском театре Ла Скала в постановке Ратманского. Это был первый и единственный показ балета.  В 2022 году Леонид Десятников создал новую редакцию «Opera» для труппы Нижегородского театра оперы и балета, мировая премьера концертного исполнения которой состоится 2 и 3 декабря 2023 года на сцене концертного Пакгауза, 6 декабря — в Концертном зале имени П.И. Чайковского Московской филармонии.   


Программа концерта:

1 отделение 


1. Г.Ф. Гендель (1685-1759). Увертюра к оратории «Messiah» («Мессия» 1741), HWV 56

2. Г.Ф. Гендель (1685-1759). «Comfort ye, comfort ye my people» («Утешайте народ мой»), ария из оратории «Messiah» («Мессия» 1741) HWV 56. Исп. Сергей Годин

3. Г.Ф. Гендель (1685-1759). «Every valley shall be exalted» («Всякий дол да наполнится»), ария из оратории «Messiah» («Мессия» 1741) HWV 56. Исп. Сергей Годин

4.     Г.Ф. Гендель (1685-1759). " Piangerò la sorte mia"  («Я буду плакать о своей судьбе»), ария Клеопатры  из оперы «Gulio Cesare» («Юлий Цезарь» 1724) HWV17 . Исп. Диляра Идрисова 

5. Г.Ф. Гендель (1685-1759). «È un folle, è un vile affetto» («Безумная, презренная страсть»), ария Оронте из оперы «Alcina» («Альцина» 1735) HWV 34. Исп. Сергей Годин

6. Г.Ф. Гендель (1685-1759). «Credele al mio dolore» («Поверьте мне, что я страдаю»), ария Морганы из оперы «Alcina» («Альцина» 1735) HWV 34. Исп. Диляра Идрисова

7. Г.Ф. Гендель (1685-1759). «Un momento di contento» («Мгновение счастья»), ария Оронте из оперы «Alcina» («Альцина» 1735) HWV 34. Исп. Сергей Годин

8. Г.Ф. Гендель (1685-1759). «Un pensiero nemico di pace» («Мысль, враждебная миру»), ария Красоты из оратории «Il Trionfo del tempo e del disinganno» («Триумф времени и разочарования» 1707) HWV 46A. Исп. Яна Дьякова

9. Г.Ф. Гендель (1685-1759). «Urne voi, che racchiudete» («Вы, траурные урны»), ария Времени из оратории «Il Trionfo del tempo e del disinganno» («Триумф времени и разочарования» 1707) HWV 46A. Исп. Сергей Годин

10. Г.Ф. Гендель (1685-1759). «Lascia la Spina» («Несмотря на острые шипы»), ария Разочарования из оратории «Il Trionfo del tempo e del disinganno» («Триумф времени и разочарования» 1707) HWV 46A. Исп. Яна Дьякова


2 отделение 

Л.А. Десятников (1955).  «Opera», музыка балета с пением для солистов и оркестра, либретто Леонида Десятникова и Карлы Мускио на основе текстов Пьетро Метастазио (2013, нов. ред 2022) (мировая премьера)






Возраст12+

Длительность2 часа 00 минут с одним антрактом

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

Пресса о спектакле

Как балет стал "Оперой"  — «Музыкальная жизнь» автор Сергей Бирюков

отзывы (3)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо