Музыка Ренессанса и Маньеризма
Музыка Ренессанса и Маньеризма
Концерт в 2 отделениях
Продолжительность 1 час 40 минут
Исполнители:
Яна Дьякова (меццо-сопрано), лауреат международных конкурсов, лауреат Российской национальной оперной премии «Онегин», лауреат премии «Нижегородская жемчужина»
Ася Гречищева (лютня, теорба)
Ансамбль старинных духовых инструментов Alta Сapella
Дмитрий Соколик (сакбут-тенор)
Вадим Торчанин (сакбут-тенор)
Роман Нерчу (сакбут-бас)
Художественный руководитель – Иван Великанов (клавесин, цинк)
Солисты оркестра La Voce Strumentale
Кристина Траулько (скрипка)
Анастасия Гвоздарева (скрипка)
Елена Логинова (виолончель)
Денис Морозов (ударные)
Программа концерта:
1 отделение:
Джованни Легренци (Giovanni Legrenzi 1626-1690). «Lumi potete piangere», ария из оперы «La divisione del mondo» (1675)
Клаудио Меруло (Claudio Merulo 1533-1604). Canzona Decima Ottava (1608)
Клаудио Монтеверди (Claudio Monteverdi 1567-1643). Laudate Dominum in Sanctis Eius, SV 287
Джованни Габриели (Giovanni Gabrieli, около 1555-1612). Canzona III à 6, канцона для шести инструментов
Джулио Каччини (Giulio Caccini 1551-1618). «Non ha’l ciel contanti lumi» (1614)
Джованни Джироламо Капсбергер (Giovanni Girolamo Kapsberger 1580-1651). Toccata arpeggiate (1604), Colascione (1604), Canario (1640)
Джулио Каччини (Giulio Caccini 1551-1618). «Movetevi à pietà» (1602)
Тарквинио Мерула (Tarquinio Merula 1595-1665), канцона "La Rossa" для двух инструментов из цикла «Canzoni da suonare», op.17
Антонио Бертали (Antonio Bertali 1605-1669). Sonata à 3 No. 1, соната для трех инструментов
2 отделение:
Джон Дауленд (John Dowland 1563-1626). «Фанфара Её Величества Королевы» (1597). Редакция Ивана Великанова
Джон Дауленд (John Dowland 1563-1626). «The King of Denmark's Galliard» («Гальярда короля Дании»)
Джон Дауленд (John Dowland 1563-1626). «I saw my lady weep» («Я видел, как моя милая плакала») из Второй книги песен и арий (1600). Инструментальная версия в редакции Ивана Великанова
Оноре Дамбруи (Honoré D'Ambruys 1650–1705). Куртуазная ария «Le doux silence de nos bois» («Сладостную тишину сего леса...») для голоса и континуо (ок. 1684)
Пьер Сандрен (Pierre Sandrin ок.1490-1561). Шансон «Puisque vivre en servitude». Инструментальная версия в редакции Ивана Великанова
Марк-Антуан Шарпантье (Marc-Antoine Charpentier 1643-1704). «Sans frayeur dans ce bois», H. 467
Генри Перселл (Henry Purcell 1659-1695). Марш и соната из «Музыки для похорон Королевы Марии», Z. 860
Генри Перселл (Henry Purcell 1659-1695). Ария Дидоны из оперы «Дидона и Эней» (1689), Z. 626
Термин Ренессанс ввел в обиход итальянский живописец и архитектор Джорджо Вазари. Под этим словом он подразумевал возрождение античных наук и искусств, и лишь веками позже Возрождением начала называться эпоха более чем в 200 лет!
Ренессанс – время смелых исканий и экспериментов. Он подарил нам десятки великих имен во всех видах искусств. Светская музыка в эту эпоху исполнялась как на улицах, так и в дворцах аристократов и королей.
К середине XVI века гуманистическая антропоцентричная картина мира, где человек верил, что ему все подвластно, испытала крах. В 1527 году Рим – духовный центр католического мира, был разорен и разграблен. «Итальянские войны» между Францией и Испанией радикально изменили повседневную жизнь населения Италии. Пессимистичные настроения породили новое течение в искусстве – маньеризм, ставший связующим звеном между Ренессансом и эпохой Барокко.
В это время расцветает живопись Караваджо, Риберы, Арчимбольдо и Эль Греко, литература Шекспира и Сервантеса. В музыке появляются особые черты: переменчивость настроений, мелодраматизм и фантазийные формы. Композиторы начинают указывать в нотах, на каких инструментах и в каком темпе должны исполняться сочинения, придумывают новые приемы игры, которые шокировали публику, и стремятся к эпатажу и театральности, чтобы вызвать у слушателя яркие эмоции.
В программе «Ренессанс и Маньеризм» прозвучат сочинения эпохи позднего Возрождения и Маньеризма, а также ранние барочные композиции, которые во многом опираются на музыкальные ренессансные традиции.
Яна Дьякова – лауреат Российской национальной оперной премии «Онегин» и премии «Нижегородская жемчужина». Она является одной из лучших исполнительниц музыки эпохи барокко в России. Принимала участие в международных оперных и барочных фестивалях, будучи совсем молодой певицей, была приглашена фондом В. Спивакова на участие в гастрольных турах по городам Японии (Токио, Осака, Сидзуока, Нагоя, Киото, Хиросима). Также выступала в Великобритании, Италии, Эстонии и Чехии.
Alta Capella (художественный руководитель Иван Великанов) — первый в России ансамбль ренессансных и барочных духовых инструментов. В его состав входят выпускники, студенты и аспиранты Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Задача ансамбля — знакомить русского слушателя с европейской духовной и светской вокально-инструментальной музыкой XIV — XVII вв., до сих пор почти не исполнявшейся в нашей стране. Используя исключительно аутентичные инструменты (сакбуты, кулисная труба, а также цинки, шалмеи, бомбарды, дульциан) и отрешившись от исполнительского опыта последних трех столетий, участники ансамбля стремятся воссоздать подлинный дух этой музыки с исторических позиций.
Иван Великанов, дирижёр Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина, появится в новом для нижегородцев амплуа. В 2009 году он основал первый в России ансамбль исторических духовых инструментов Alta Capella. В программе «Музыка Ренессанса и Маньеризма» он, играя на клавесине и цинке, выступит в качестве инструменталиста. Некоторые сочинения из программы являются авторскими редакциями Ивана Великанова.
Ася Гречищева – исполнительница старинной музыки на лютне, теорбе и гитаре. Выступала с ансамблями «Мадригал», La Stravaganza, Bach-Consort, Telemann-Consort, Alta Capella, Le Tendre Amour, камерными оркестрами The Pocket Symphony, Musica Viva, Questa Musica, ансамблем «Солисты Москвы» и Государственным академическим камерным оркестром России. Участвовала в постановках барочных опер, ораторий и балетов в Большом театре, Театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко и театре «Новая опера» им. Е. В. Колобова.
Возраст12+
Длительность1 час 40 минут с одним антрактом
РепертуарКонцерт
НаправленностьКонцерт
отзывы (1)