Итальянское барокко

Шедевры итальянского барокко XVII-XVIII веков   

Концерт в 2-х отделениях

Концертный зал «Пакгауз» 

Продолжительность 2 часа 00 минут


Исполнители:

Солисты оркестра La Voce Strumentale:

Кристина Траулько, автор программы, концертмейстер оркестра La Voce Strumentale (барочная скрипка)

Анастасия Гвоздарева (барочная скрипка)

Мария Балабух (барочная скрипка) 

Елена Логинова (барочная виолончель)

Марина Волкова (блок флейта, траверс флейта)

Павел Чередниченко (барочный гобой)

Денис Фокин (натуральная труба)

Basso continuo: 

Федор Строганов (орган, клавесин)

Тимофей Матвеев (контрабас)

Ася Гречищева (барочная гитара, теорба)

Даниил Беликов (ударные) 



Программа концерта:

1 отделение Шедевры итальянского барокко XVII века


1. С. Росси (Salomone Rossi 1570-1630). Sinfonia undecima libro 1 (Синфония №11 книга 1 1607). Солисты — Марина Волкова, Кристина Траулько

2. С. Росси (Salomone Rossi 1570-1630). Sonata il dialogo detta La Viena (Соната «Венский диалог») 

g-moll op.12 No.6 (1613). Солисты — Марина Волкова, Кристина Траулько

3. М. Учеллини (Marco Uccelini 1603-1680). Соната для скрипки «La Luciminia contenta» («Счастливая Люциминия») op.4 №2 (1645). Солист — Кристина Траулько

4. А. Фалконьери (Andrea Falconieri 1585–1656). Пассакалия для двух скрипок и basso continuo из «Il Libro Primo di Canzoni, Sinfonie, Fantasie, Capricci, sonate per violini, viole; dedicato a Juan José d’Austria, figlio del re spagnolo Filippo IV» («Первая Книга песен, синфоний, фантазий, каприсов, сонат для скрипки, альта, посвященная Хуану Хосе Австрийскому, сыну испанского короля Филиппа IV»).

5.  М. Учеллини (Marco Uccelini 1603-1680). Ария «La Bergamasca» («Бергамаска») op.3 №5 (1642).  Солисты — Анастасия Гвоздарева, Кристина Траулько

6.  Дж. Фрескобальди (Girolamo Frescobaldi 1583-1643). Токката №7 из «Il secondo libro di toccate» («Вторая книга токкат» 1627). Исп. Федор Строганов

7. М. Учеллини (Marco Uccelini 1603-1680). Синфонии «l' Granciflora» («Большой цветок»), «l‘Arcadicha» («Блаженство ковчега») из сборника «Sinfonie Boscarecie» для трех скрипок и basso continuo op.8 (1660/1669). Солисты — Анастасия Гвоздарева, Мария Балабух, Кристина Траулько

8. Дж. П. да Палестрина (Giovanni Pierluigi da Palestrina 1524–1594). Мадригал «Vestiva i colli» («Одевая холмы» 1566), диминуированная версия для скрипки и клавесина d-moll Ф. Роньони (Francesco Rognoni Taeggio 1570–1626). Солист — Кристина Траулько

9. Д. Кастелло (Dario Castello 1590-1631). Соната №10 из «Sonate concertate in stil modern, libro secondo» («Концертные сонаты в современном стиле, книга вторая» 1629). Солисты — Анастасия Гвоздарева, Кристина Траулько, Елена Логинова

10. А. Фалконьери (Andrea Falconieri 1585–1656). «La Folia» («Безумие») вариации на тему старинного танца (1650). Солисты — Марина Волкова, Кристина Траулько


2 отделение Шедевры итальянского барокко XVIII века


1. Дж. Торелли (Giuseppe Torelli 1658-1709). Концерт для трубы и струнных D-dur. Солист — Денис Фокин

2. А. Вивальди (Antonio Lucio Vivaldi 1678-1741). Трио-соната (концерт) для флейты, скрипки и basso continuo D-dur RV 84 (ок.1725-1735). Солисты — Марина Волкова, Кристина Траулько

Allegro

Andante

Allegro


3. Дж. Тартини (Giuseppe Tartini 1692-1770). Соната для скрипки «Didona Abbandоnata» («Покинутая Дидона») g-moll op.1 №10. Солист — Кристина Траулько

Allegro commodo

Largo

Presto non troppo


4. Дж. Брешианелло (Giuseppe Antonio Brescianello ок.1690-1758). Соната для скрипки и гобоя c-moll. Солисты — Павел Чередниченко, Кристина Траулько

Largo 

Allegro 

Adagio

Allegro


5. А. Вивальди (Antonio Lucio Vivaldi 1678-1741). Трио-соната для 2-х скрипок и цифрованного баса «La follia» («Безумие») d-moll оp.1 №12 RV63 (1705). Солисты — Кристина Траулько, Мария Балабух

Adagio - Andante - Allegro 

Adagio - Vivace - Allegro - Largetto - Allegro 

Adagio – Allegro



Полтора века — с конца XVI до первой половины XVIII в.в. — в Европе царил стиль barocco (итал. Bаrоссо — причудливый, вычурный, странный). Императорские дворы и католические храмы стремились предстать во всем блеске и великолепии, окружая себя роскошными монументальными формами с обилием витиеватых украшений и деталей. Причудливые силуэты, драматизм, чувственность и экспрессия наполнили все виды искусств, таких гармоничных и идеализированных в эпоху Ренессанса. Современники считали Барокко вычурным и безвкусным. Представители пришедшего на смену классицизма называли его «варварской готикой» (Г. Кох «Музыкальный словарь»). И только сейчас мы начинаем в полной мере осознавать величие барокко, наполнившего искусство театральными эффектами и эмоциональной патетикой.

Музыкальное барокко подарило мировой культуре великие имена: Вивальди, Гендель, Бах… Но как же интересно открывать новые страницы такой короткой и такой безграничной барочной книги. В программу концерта вошли произведения гениального Антонио Вивальди и его менее известных соотечественников и современников — итальянских композиторов XVII-XVIII веков.

Саломоне Росси (Salomone Rossi 1570-1630) — представитель раннего барокко. Он служил при дворе мантуанского герцога Винченцо I Гонзага и слыл блестящим певцом, скрипачом и композитором, чьи произведения с успехом исполнялись по всей Италии. Росси одним из первых применил в своих сочинениях принципы монодического пения (голос+сопровождение). В 1607-1608 годах он издал два тома небольших инструментальных пьес Синфоний (от греческого syn - вместе и phone - звук).  В «Terzo Libro» (третий том 1613) вместе с синфониями вошли инструментальные сонаты для 2 инструментов, ставшие предшественниками жанра трио-сонат.  

О судьбе итальянского композитора Марко Учеллини (Marco Uccelini 1603-1680) известно немного. Он был капельмейстером при дворе герцога Фарнезе в Парме. Много выступал, оставаясь одним из лучших скрипачей-виртуозов. Среди его произведений есть балеты, от которых сохранились только названия. До нас дошли инструментальные сочинения Учеллини, самое исполняемое из которых — Aria sopra la Bergamasca.

Мастер эпохи барокко Джироламо Фрескобальди (Girolamo Frescobaldi 1583-1643) при жизни снискал всемирную славу, как выдающийся органист, клавесинист и незаурядный импровизатор. У него учились исполнители со всей Европы. После кончины Фрескобальди заупокойную мессу служили крупнейшие музыканты Италии. Композитор писал произведения разных жанров, но предпочтение отдавал инструментальной музыке, отличающейся виртуозностью. В «Il secondo libro di toccate» (второй книге токкат) одну из пьес предваряет фраза «Non senza fatiga si giunge al fine» — «Не без труда ты дойдешь до конца». 

Дж. П. да Палестрина (Giovanni Pierluigi da Palestrina 1524–1594) — блестящий полифонист, автор большого количества месс, мадригалов, мотетов. Композитору покровительствовал Ватикан, удостоив его звания Modulator pontificus (папский композитор). Современники назвали его «князь музыки». Основой творчества Палестрины была многоголосная вокальная музыка. Предпочитая писать музыку на духовные тексты, он выпустил два тома светских мадригалов. Самый известный мадригал «Vestiva i colli» («Одевая холмы») не был опубликован ни в одном прижизненном собрании сочинений композитора. Зато позже он пользовался необычайной популярностью у композиторов, создававших многочисленные обработки этого сочинения. Диминуированную версию «Vestiva i colli» написал итальянский композитор Франческо Роньони (Francesco Rognoni Taeggio 1570–1626), включив её в свой самый известный опус «Selva de varii passaggi» («Сборник различных пассажей»).

Из творческого наследия итальянского композитора раннего барокко Д. Кастелло (Dario Castello 1590-1631) сохранилось всего 29 произведений, основная часть которых — инструментальные сонаты. Он объединил в своих сочинениях традиционные полифонические приемы и вновь формирующиеся драматические принципы развития музыки. Во второй том прижизненного издания произведений Кастелло вошли «Sonate concertate in stil modern» («Концертные сонаты в современном стиле»), отличающиеся виртуозностью, эмоциональностью и необычным для своего времени музыкальным изложением с конкретным указанием инструментов. 

Итальянский композитор Андреа Фалконьери (Andrea Falconieri 1585–1656) был признанным исполнителем на лютне и гитаре. Более 15 лет Фалконьери служил придворным музыкантом в Неаполе. Его перу принадлежит сборник произведений, посвященный сыну испанского короля Филиппа IV Хуану Хосе Австрийскому — «Il Libro Primo di Canzoni, Sinfonie, Fantasie, Capricci, sonate per violini, viole; dedicato a Juan José d’Austria, figlio del re spagnolo Filippo IV». Музыку Фалконьери отличает сочетание испанского и итальянского стилей. Музыковеды предполагают, что композитор первым написал вариации на фолию — испанский танец «folia» («Безумие»), ставший яркой ритмической основой многих, в том числе современных, сочинений. 

Дж. Торелли (Giuseppe Torelli 1658-1709), один из крупнейших представителей болонской скрипичной школы, сыграл важную роль в развитии сольного инструментального концерта. В совершенстве владея мастерством скрипичной игры, он в своих сочинениях показывал богатые технические и кантиленные возможности инструмента. Гораздо чаще, чем у других барочных композиторов, встречались у Торелли сольная партия трубы. Композитор написал для этого инструмента более 30 концертов. 

Крупнейший скрипичный виртуоз XVIII века Дж. Тартини (Giuseppe Tartini 1692-1770) создал для своего любимого инструмента огромное количество сочинений: концерты, сонаты, струнные ансамбли. Он занимался усовершенствованием смычка, удлинив его для безупречной кантилены, и поиском акустических приемов, написал «Трактат от музыке» и «Искусство смычка» (50 вариаций на тему гавота Корелли). Высшая школа скрипичной игры в Падуе, открытая композитором, прославила итальянское скрипичное искусство по всему миру, ведь там обучались скрипачи Франции, Англии, Германии, Италии. Итальянцы называли Тартини «II maestro del la Nazioni» («Всемирный маэстро»). 


Джузеппе Брешианелло (Giuseppe Antonio Brescianello ок.1690-1758) — итальянский композитор и скрипач, первое упоминание о котором содержит информацию о его службе в мюнхенском придворном оркестре. Он был капельмейстером при княжеском дворе в Штутгарте, назначенный герцогом Карлом Евгением за «особые познания в музыке и отличные навыки». Известность к Брешианелло пришла в Германии, но барочные итальянские традиции — театральность, страстная виртуозность, мелодическая красота — отчетливо звучат в его музыке.  


«Рыжий священник», Дирус (Неистовый), предмет поклонения молодого И.С. Баха — все это знаменитый композитор эпохи барокко Антонио Вивальди (Antonio Lucio Vivaldi 1678-1741). Он — создатель жанра инструментального концерта, родоначальник оркестровой программной музыки. В его творческом наследии 90 опер, 517 концертов, более 100 сонат для различных инструментов, камерная музыка. При жизни Вивальди был одним из самых популярных европейских композиторов. Он творил с невероятной быстротой, едва успевая записывать звучащие в голове мелодии. Забвение к Вивальди пришло столь же стремительно, как и слава. Через пару десятилетий после его кончины о музыке «рыжего священника» мало, кто помнил. XX век вернул мировой культуре виртуозные, вдохновенные, красивейшие сочинения Вивальди.  


Возраст12+

Длительность2 часа 00 минут с одним антрактом

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

отзывы (1)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо