Золотой петушок

Н.А. Римский-Корсаков «Золотой петушок»

Небылица в лицах, опера в 3-х действиях с 1 антрактом

Либретто В.И. Бельского по сказке А.С. Пушкина

Продолжительность 2 часа 40 минут


Постановка 2025 года 

Премьера 6 марта 2025 года

 

Режиссер-постановщик — Ангелина Никонова

Дирижер-постановщик — Дмитрий Синьковский

Главный хормейстер — Арина Мирсаетова

Художник-постановщик (сценография, костюмы) — Варвара Тимофеева

Художник по свету — Стас Свистунович

Балетмейстер-постановщик — заслуженный артист России Леонид Сычев

Ассистенты режиссера — Мария Шестерикова, Александр Малов

Помощники режиссера — Полина Майорова, Руслан Малеков, Анастасия Икатова

Ассистенты дирижера — Владислав Лаврик, Захар Зайцев

Ответственный концертмейстер — Софья Журкина

Концертмейстеры — Людмила Горохова, Наталья Кубасова, Ольга Горбач

Выпускающий продюсер — Надежда Мамонтова

 

Действующие лица и исполнители:

Царь Додон — Сергей Теленков, Георгий Екимов

Царевич Гвидон — Сергей Писарев, Александр Гостев, Дмитрий Белянский

Царевич Афрон — Евгений Фан, Алексей Кошелев

Воевода Полкан — Максим Пасхальский, Виктор Ряузов

Ключница Амелфа — Карина Хэрунц, София СхиртладзеЕлизавета Вайслейб 

Звездочет — Владимир Куклев, Сергей Годин                           

Шемаханская царица — Венера Гимадиева, Галина Круч

Золотой петушок — Анастасия Джилас, Татьяна Иващенко

Попугай — Софья Чижова, Камилла Исакаева

 

Хор и балет Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина

Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина

 

6, 7, 8, 9 марта 2025 года Нижегородский театр оперы и балета имени А.С. Пушкина представляет премьеру последней оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке». 


В 1834 году Пушкин приехал в родовое имение Болдино в надежде, что здесь его вновь посетит творческое вдохновение, как это случилось в предыдущие визиты в 1830 и 1833 годах. Итогом этой Болдинской осени стала сатирическая «Сказка о золотом петушке». Пушкиноведы утверждают, что сюжет сочинения основан на «Легенде об арабском астрологе» из сборника «Легенды Альгамбры» писателя-романтика Вашингтона Ирвинга. Но, как известно, на свете часто встречаются интерпретации одного и того же сюжета у разных народов. Так история о жадном и ленивом правителе, загадочном кудеснике и коварной красавице благодаря пушкинскому гению превратилась в «Сказку о золотом петушке». Впервые сочинение было опубликовано в 1835 году в ежемесячном русском журнале «Библиотека для чтения». «Сказка о золотом петушке» — последняя сказка, написанная Александром Пушкиным.

В 1906 году русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков был уже неизлечимо болен. Он не строил новых планов, а скорее подводил итог своей жизни. Ждал постановки «главной», по его мнению, оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», завершил рукопись воспоминаний «Летопись моей музыкальной жизни». Но в октябре в его нотной тетради появляется первая фраза новой оперы — тема Золотого петушка «Кири-куку, царствуй, лежа на боку». А поэт и либреттист Владимир Иванович Бельский получает от композитора записку: 

«Нет ни службы, ни работы

В день торжественный субботу,

Двадцать первый октября,

Ни на что не посмотря,

К Вам сбираюсь на минутку,

В третьем часе меня ждите

(коль нельзя, то напишите)

Сочинять хочу не в шутку

«Золотого петуха».

Хи, хи, хи да ха, ха, ха.»


Так началась работа над последней оперой Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок».  Владимир Бельский, автор либретто к «Садко», «Сказке о царе Салтане», «Сказанию о невидимом граде Китеже», полностью сохранил пушкинский текст и дополнил его своими строфами в стиле поэта. Уже в апреле 1907 года было полностью готово первое действие, а 29 августа 1907 года работа над оперой завершилась. 

Николай Андреевич был счастлив вновь ощутить «муки» и радость творчества. Осталось дождаться постановки «Золотого петушка» на театральной сцене. В ход событий, как и в случае с пушкинской сказкой, вмешались политика и цензура. Получив от цензора оперу с некоторыми сокращениями, композитор в 1908 году пишет издателю Борису Петровичу Юргенсону: «Если цензура и на новое, совершенно безобидное заключение не согласится, тогда и я не соглашусь и возьму свое либретто назад, а цензуру осрамлю в газете; всему есть предел... Ни в клавире, ни в либретто никаких изменений делать не должно, клавир и партитура должны оставаться в оригинальном виде на вечные времена, а либретто тоже сохранить следует». Последнее в жизни Римского-Корсакова письмо от 6 июня 1908 года было адресовано также Борису Юргенсону: «Что же касается «Золотого петушка», то дело обстоит неблагополучно. Московский генерал-губернатор против постановки этой оперы и сообщил об этом в цензуру, а потому думаю, что и в Петербурге будут против». 

Впервые последняя опера Н.А. Римского-Корсакова была поставлена после смерти композитора с цензурными сокращениями 24 сентября 1909 года в Московской частной опере С. И. Зимина. Сейчас «Золотой петушок» — одна из самых репертуарных опер в мире. 

На Нижегородской сцене «Золотой петушок» первый и единственный раз был поставлен в 1955 году. 

В 2025 году опера возвращается в репертуар Нижегородского театра оперы и балета в версии режиссера Ангелины Никоновой. Это первая оперная постановка режиссера в России — в 2023 Ангелина с огромным успехом дебютировала как оперный режиссёр в Гамбурге с «Леди Макбет Мценского Уезда» Шостаковича. Режиссерское прочтение оперы лежит в аспекте духовной борьбы человека с искушениями и своими губительными страстями. «Добрым молодцам урок» не ограничивается временем и пространством. Даже во втором тысячелетии живы образы, созданные Пушкиным и Римским-Корсаковым. О чем же будут говорить со зрителем участники постановки? О правде и кривде. О любви и корысти. Об искренности и лжи… Волшебная атмосфера создаётся посредством декораций, костюмов, световых решений, хореографии и режиссуры. А заложенные в постановку серьезные смыслы завуалированы легкой сказочной и юмористической подачей, продиктованной музыкой Н. А. Римского-Корсакова. «В этой звукосказке все мудро: и принципы мастерства, и приемы выражения, и конструктивная логика, и магия убедительности, исходящая от творческой изобретательности, и лукавое сплетение драматических элементов, создающих зловеще прекрасное театральное действо…». Б. Асафьев

Возраст12+

Длительность2 часа 40 минут с одним антрактом

РепертуарОпера

НаправленностьКонцерт

Действующие лица
Состав исполнителей на 06.03.2025 18:30
Цена
от 500 руб.
Состав исполнителей на 07.03.2025 18:30
Цена
от 500 руб.
Состав исполнителей на 08.03.2025 18:30
Цена
от 500 руб.
Состав исполнителей на 09.03.2025 15:00
Цена
от 500 руб.

* Театр оставляет за собой право замены исполнителей

отзывы (0)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо