Золотой петушок
Н.А. Римский-Корсаков «Золотой петушок»
Небылица в лицах, опера в 3-х действиях с 1 антрактом
Либретто В.И. Бельского по сказке А.С. Пушкина
Продолжительность 2 часа 40 минут
Постановка 2025 года
Премьера 6 марта 2025 года
Режиссер-постановщик — Ангелина Никонова
Дирижер-постановщик — Дмитрий Синьковский
Главный хормейстер — Арина Мирсаетова
Художник-постановщик (сценография, костюмы) — Варвара Тимофеева
Художник по свету — Стас Свистунович
Балетмейстер-постановщик — заслуженный артист России Леонид Сычев
Ассистенты режиссера — Мария Шестерикова, Александр Малов
Помощники режиссера — Полина Майорова, Руслан Малеков, Анастасия Икатова
Ассистенты дирижера — Владислав Лаврик, Захар Зайцев
Ответственный концертмейстер — Софья Журкина
Концертмейстеры — Людмила Горохова, Наталья Кубасова, Ольга Горбач
Выпускающий продюсер — Надежда Мамонтова
Действующие лица и исполнители:
Царь Додон — Сергей Теленков, Георгий Екимов
Царевич Гвидон — Сергей Писарев, Александр Гостев, Дмитрий Белянский
Царевич Афрон — Евгений Фан, Алексей Кошелев
Воевода Полкан — Максим Пасхальский, Виктор Ряузов
Ключница Амелфа — Карина Хэрунц, София Схиртладзе, Елизавета Вайслейб
Звездочет — Владимир Куклев, Сергей Годин
Шемаханская царица — Венера Гимадиева, Галина Круч
Золотой петушок — Анастасия Джилас, Татьяна Иващенко
Попугай — Софья Чижова, Камилла Исакаева
Хор и балет Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина
Оркестр La Voce Strumentale Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина
6, 7, 8, 9 марта 2025 года Нижегородский театр оперы и балета имени А.С. Пушкина представляет премьеру последней оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о золотом петушке».
В 1834 году Пушкин приехал в родовое имение Болдино в надежде, что здесь его вновь посетит творческое вдохновение, как это случилось в предыдущие визиты в 1830 и 1833 годах. Итогом этой Болдинской осени стала сатирическая «Сказка о золотом петушке». Пушкиноведы утверждают, что сюжет сочинения основан на «Легенде об арабском астрологе» из сборника «Легенды Альгамбры» писателя-романтика Вашингтона Ирвинга. Но, как известно, на свете часто встречаются интерпретации одного и того же сюжета у разных народов. Так история о жадном и ленивом правителе, загадочном кудеснике и коварной красавице благодаря пушкинскому гению превратилась в «Сказку о золотом петушке». Впервые сочинение было опубликовано в 1835 году в ежемесячном русском журнале «Библиотека для чтения». «Сказка о золотом петушке» — последняя сказка, написанная Александром Пушкиным.
В 1906 году русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков был уже неизлечимо болен. Он не строил новых планов, а скорее подводил итог своей жизни. Ждал постановки «главной», по его мнению, оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», завершил рукопись воспоминаний «Летопись моей музыкальной жизни». Но в октябре в его нотной тетради появляется первая фраза новой оперы — тема Золотого петушка «Кири-куку, царствуй, лежа на боку». А поэт и либреттист Владимир Иванович Бельский получает от композитора записку:
«Нет ни службы, ни работы
В день торжественный субботу,
Двадцать первый октября,
Ни на что не посмотря,
К Вам сбираюсь на минутку,
В третьем часе меня ждите
(коль нельзя, то напишите)
Сочинять хочу не в шутку
«Золотого петуха».
Хи, хи, хи да ха, ха, ха.»
Так началась работа над последней оперой Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок». Владимир Бельский, автор либретто к «Садко», «Сказке о царе Салтане», «Сказанию о невидимом граде Китеже», полностью сохранил пушкинский текст и дополнил его своими строфами в стиле поэта. Уже в апреле 1907 года было полностью готово первое действие, а 29 августа 1907 года работа над оперой завершилась.
Николай Андреевич был счастлив вновь ощутить «муки» и радость творчества. Осталось дождаться постановки «Золотого петушка» на театральной сцене. В ход событий, как и в случае с пушкинской сказкой, вмешались политика и цензура. Получив от цензора оперу с некоторыми сокращениями, композитор в 1908 году пишет издателю Борису Петровичу Юргенсону: «Если цензура и на новое, совершенно безобидное заключение не согласится, тогда и я не соглашусь и возьму свое либретто назад, а цензуру осрамлю в газете; всему есть предел... Ни в клавире, ни в либретто никаких изменений делать не должно, клавир и партитура должны оставаться в оригинальном виде на вечные времена, а либретто тоже сохранить следует». Последнее в жизни Римского-Корсакова письмо от 6 июня 1908 года было адресовано также Борису Юргенсону: «Что же касается «Золотого петушка», то дело обстоит неблагополучно. Московский генерал-губернатор против постановки этой оперы и сообщил об этом в цензуру, а потому думаю, что и в Петербурге будут против».
Впервые последняя опера Н.А. Римского-Корсакова была поставлена после смерти композитора с цензурными сокращениями 24 сентября 1909 года в Московской частной опере С. И. Зимина. Сейчас «Золотой петушок» — одна из самых репертуарных опер в мире.
На Нижегородской сцене «Золотой петушок» первый и единственный раз был поставлен в 1955 году.
В 2025 году опера возвращается в репертуар Нижегородского театра оперы и балета в версии режиссера Ангелины Никоновой. Это первая оперная постановка режиссера в России — в 2023 Ангелина с огромным успехом дебютировала как оперный режиссёр в Гамбурге с «Леди Макбет Мценского Уезда» Шостаковича. Режиссерское прочтение оперы лежит в аспекте духовной борьбы человека с искушениями и своими губительными страстями. «Добрым молодцам урок» не ограничивается временем и пространством. Даже во втором тысячелетии живы образы, созданные Пушкиным и Римским-Корсаковым. О чем же будут говорить со зрителем участники постановки? О правде и кривде. О любви и корысти. Об искренности и лжи… Волшебная атмосфера создаётся посредством декораций, костюмов, световых решений, хореографии и режиссуры. А заложенные в постановку серьезные смыслы завуалированы легкой сказочной и юмористической подачей, продиктованной музыкой Н. А. Римского-Корсакова. «В этой звукосказке все мудро: и принципы мастерства, и приемы выражения, и конструктивная логика, и магия убедительности, исходящая от творческой изобретательности, и лукавое сплетение драматических элементов, создающих зловеще прекрасное театральное действо…». Б. Асафьев
Возраст12+
Длительность2 часа 40 минут с одним антрактом
РепертуарОпера
НаправленностьКонцерт
* Театр оставляет за собой право замены исполнителей