Лебединое Озеро P.S.

Концерт в 2-х отделениях

Концертный Пакгауз 

Продолжительность 2 часа 20 минут


Исполнители:

Александр Стахеев (скрипка)

Ася Стахеева (скрипка)

Дмитрий Мишин (альт)

Сабира Омурджанова (виолончель)

Филипп Горшков (контрабас)

Зарема Горбунова (флейта)

Мария Сурначева (гобой)

Дмитрий Островский (кларнет)

Илья Ганичев (фагот)

Руслан Рязапов (валторна)

Андрей Авдуевский (труба)

Вадим Торчанин (тромбон)

Ирина Афанасьева (арфа)

Ирина Шведчикова (фортепиано)


*Программа концерта:

1 отделение

Ф. Шуберт (Franz Peter Schubert 1797–1828). Октет F-dur (Op. post. 166), D 803

Adagio - Allegro

Adagio

Allegro vivace - Trio

Andante con variazioni

Menuetto: Allegretto - Trio

Andante molto – Allegro


2 отделение

Ж. Ибер (Jacques François Antoine Ibert 1890-1962). Каприччио для 10 инструментов (1936-1938)


А. Веберн (Anton Webern 1883-1945). Концерт для 9-ти инструментов op. 24 (1931-1934) 

«Etwas lebhaft» (несколько оживлённо)

«Sehr langsam» (очень медленно)

«Sehr rasch» (очень быстро)


С. Загний (род.1960).  Фрагменты из балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского op. 20 (2003)

Valse / Вальс

Danse des cygnes / Танец лебедей

Scène (Finale) / Сцена (Финал)

Pas d'action

Pas de deux

Danse russe /Русский танец

Valse 2 /Вальс 2

Danse des cygnes 2 (Coda) /Танец лебедей 2 (Кода)

Scène 2 (Finale) / Сцена 2 (Финал)

Pas d'action 2

Pas de deux 2

Danse russe 2 (Introduction) / Русский танец 2 (Интродукция)


*В программе возможны изменения


История музыки — огромная сокровищница, в которой хранятся эпохи, стили, имена великих композиторов. Каждый век открывал новые мелодические, тембровые, гармонические возможности музыкального языка. Принимая   новую реальность, или категорически её отвергая, композиторы выбирали свой творческий путь, непроизвольно оставаясь в тесной связи со стилистикой знаменитых предшественников. В программе концерта «Лебединое Озеро P.S.» прозвучат камерные произведения, созданные от периода романтизма до наших дней — дайджест трех веков музыкальной истории.   

Творчество основоположника музыкального романтизма Франца Шуберта (Franz Peter Schubert 1797–1828) приводило в восторг П.И. Чайковского «богатством мелодического изобретения» и тончайшей передачей личных переживаний. В 1824 году Шуберт получил заказ на создание камерного инструментального произведения. Заказчиком стал придворный чиновник эрцгерцога Рудольфа Австрийского, кларнетист-любитель, прекрасный музыкант и бывший покровитель Бетховена граф Фердинанд Тройер. Он настаивал, чтобы новое сочинения Шуберта максимально соответствовало критериям его любимого сочинения — Септета op. 20 Людвига ван Бетховена, весьма популярного в музыкальной Вене. Шуберт написал Октет F-dur, сохранив драматургию, форму, инструментовку венского классика, добавив лишь еще одну скрипку. Но несмотря на строгое соблюдение бетховенских канонов, Шуберт был представителем иного стиля. К изящной, выверенной танцевальности классического жанра присоединились эмоциональные порывы романтических исканий. Премьера Октета состоялась в доме Тройера, исполнившего партию кларнета. Первую скрипку играл друг Бетховена, руководитель струнного квартета Разумовского, представившего публике поздние бетховенские квартеты, Игнац Шуппанциг. Через 65 лет стараниями Иоганнеса Брамса Октет Шуберта был опубликован, став доступным для исполнения. 

Француз Жан Ибер (Jacques François Antoine Ibert 1890-1962) не считал себя представителем какого-либо направления, соединяя в музыке классические формы, романтические интонации, импрессионистские краски. Музыковеды называют его стиль эклектичным. Иберу было предопределено связать свою жизнь с творчеством: его мать Маргарита Лартиг, прекрасный музыкант, давшая ему первые уроки игры на фортепиано и скрипке, была ко всему прочему троюродной сестрой испанского композитора Мануэля де Фальи. В годы обучения в Парижской консерватории Ибер с однокурсниками Артюром Онеггером и Дариусом Мийо жарко спорили о возможности появлении нового музыкального языка. Каприччио для 10 инструментов было написано во второй половине 30-х годов XX века, когда Ибер увлеченно работал над музыкой для драматического театра, создал балет с пением «Диана из Пуатье» по заказу знаменитой танцовщицы Иды Рубинштейн. Кроме того, в 1937 году Ибер был назначен директором Французской академии в Риме, став первым за почти 3 века музыкантом на этом посту. Так что совсем не случайны почти классическая ясность формы и гармоний, сочетающаяся с южной романтической страстностью и экспрессией.

Австрийский композитор и дирижер Антон Веберн (Anton Webern 1883-1945) был убежденным последователем творческих принципов своего учителя, основателя Новой Венской Школы Арнольда Шенберга — автора двенадцатитоновой системы (додекафонии).  Веберн поставил своей целью довести додекафонию до совершенства и дать своим последователям конструктивную константу для сочинения музыкальных произведений. Прекрасно владея стилистикой и композиторскими приемами своих предшественников — венских классиков и романтиков, — Веберн создал новый музыкальный язык, где гармония была подчинена алгебре. 

В 1931 году Веберн задумал написать концерт для фортепиано с оркестром, в основе которого лежала бы определенная схема. Исследуя существующие в природе и науке закономерности, композитор останавливается на принципе магического квадрата «Сатор», в котором буквы складываются в одинаковые слова и по вертикали, и по горизонтали. Звуковой «квадрат» Веберна состоял из обозначений звуков C/До, D/Ре, E/Ми, F/Фа, G/Соль, A/Ля, H/Си, C/До, расположенных в определенном порядке, подобном «Сатору». В 1934 году наброски фортепианного концерта трансформировались в Konzert für neun Instrumente / Концерт для 9 инструментов с посвящением Арнольду Шенбергу в год его шестидесятилетия. Здесь мало традиционного совместного музицирования, но есть постоянное ансамблево-идеальное взаимодействие всех исполнителей, обмен мерцающими репликами. «…произведение невероятной лаконичности... и уникальной концентрации... я нахожу эстетическое и стилистическое единство настолько великое, насколько только мог пожелать», — писал итальянский композитор Луиджи Даллапиккола после премьеры Концерта в Праге 5 сентября 1935 года.   

Московский композитор Сергей Загний (род. 1960) создал собственный музыкальный стиль, основанный на уважительном диалоге с музыкальными традициями. В его сочинениях барочные приемы, романтические откровения, открытия нововенцев раскрываются через призму восприятия современного композитора. Важным для него был диалог с творчеством Антона Веберна, чьи Вариации ор. 27 стали исходной точкой для одного из главных опусов московского композитора. Представитель российского концептуализма, Загний не создает «проекты ради проектов». «...музыка — главное, прежде всего — музыка», — сказал композитор в одном из интервью.  

 В 2003 году Сергей Загний принял участие в проекте таллинского театра Краля «Лебединое озеро», инициированного хореографом-постановщиком Александром Пепеляевым. Одной из задач Загния была адаптация музыки П.И. Чайковского для камерного ансамбля, бывшего в распоряжении постановочной группы. «Исходная музыкальная идея такова: по возможности сохраняя музыку Чайковского, убрать из нее чрезмерный пафос и излишнюю сентиментальность — то, что вызывает сейчас чувство неловкости. В процессе работы появились и другие изменения. Одни делались по причине технической необходимости — вместо оркестра в нашем распоряжении был камерный ансамбль. Другие направлены на преодоление эстетики «наивной простоты»: в партитуру были введены некоторые знаки «аристократической избыточности» — перестановки, контрапункты, переходы и т.п. Третьи изменения помогают обнаружить связи и параллели: иногда пьесу неожиданно венчает каденция в духе XV века, иногда — почти незаметно — появляется цитата из симфонии Брукнера и т.д. Важный аспект — это также отсутствие изменений. Многие эпизоды, а иногда и целые пьесы остались почти в первоначальном виде. Внешне почти такие же, они как бы переписываются, перечитываются или переслушиваются заново и через это — во внутреннем плане — наделяются другим смыслом (как это описано в тексте Борхеса «Пьер Менар, автор «Дон Кихота»). Отсутствие изменений в особенной степени заостряет проблему авторства и связанную с ней проблему новизны — обе имеют принципиальное значение для данного произведения», — пишет о своем творении Сергей Загний.

Нижегородская премьера этого сочинения будет исполнена 28 марта.


Возраст12+

Длительность2 часа 20 минут с одним антрактом

РепертуарКонцерт

НаправленностьКонцерт

Действующие лица
Состав исполнителей на 28.03.2025 19:00
Место проведения
Концертный Пакгауз
Цена
от 500 руб.

* Театр оставляет за собой право замены исполнителей

отзывы (0)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо