Похищение из сераля

Вольфганг Амадей Моцарт

«Похищение из сераля»     

опера в двух действиях

Продолжительность 2 часа 40 минут

Опера исполняется на немецком языке с построчным переводом на русский


Либретто Иоганна Готлиба Штефани-младшего по тексту Кристофа Фридриха Бретцнера

 

Постановка 2024 года (первая в театре)

Премьера 29 февраля 2024 года

 

Режиссер-постановщик — Екатерина Одегова

Дирижер-постановщик — Дмитрий Синьковский

Художник-постановщик — Этель Иошпа

Художник по свету — Стас Свистунович

Драматург — Михаил Мугинштейн

Ассистент режиссера — Захар Зайцев

Коуч по немецкому языку — Елена Калашникова, Александр Воронов 

Перевод текста — Валерий Кузавлев, Михаил Мугинштейн

Концертмейстеры — Ольга Горбач, Софья Журкина, Наталья Кубасова, Ольга Онац, Ксения Цендра

 

Действующие лица и исполнители:

Селим, паша, властелин Острова-Сада (разговорная роль) — Александр Воронов (голос)

Констанца, возлюбленная Бельмонте — Надежда Павлова (сопрано), Диляра Идрисова (сопрано)

Блонда, ее служанка — Галина Круч (сопрано), Ирина Котова (сопрано)

Бельмонте, испанский дворянин — Борис Степанов (тенор), Сергей Годин (тенор)

Педрильо, слуга Бельмонте — Дмитрий Белянский (тенор), Владимир Куклев (тенор)

Осмин, смотритель садов паши —  Александр Воронов (бас), Николай Калмыков (бас)

Дух Острова-Сада, мимический персонаж — Анна Мартиросян, Виктория Просянникова, Александр Икатов

Оркестр LA VOCE STRUMENTALE Нижегородского театра оперы и балета имени А. С. Пушкина

 

Место действия – некий Остров-Сад

Время действия – исход галантного века

Жанр – фантазия для взрослых

 

Первая постановка «Похищения из сераля» — событие не только Театра оперы и балета Нижнего Новгорода. В отличие от «Свадьбы Фигаро» «Сераль», образец немецкого зингшпиля (пение с разговорными диалогами), редкий гость на отечественной сцене. Как же проявляется здесь феномен Моцарта? 

Подчеркнем: конфликт «Запад — Восток» носит условный характер.  Здесь глубокое раскрытие Моцартом не просто различия женской и мужской природы, но и разное понимание проблемы свободы и любви, верности и выбора. Приключения в «серале» дают иной чувственный опыт. У всех героев раздвигаются границы в постижении мира. По словам драматурга Михаила Мугинштейна: «Моцартовский сераль — образ Эдема, заповедного сада любви, к тайне которого прикоснулись все. Здесь скрываются эмоциональные и чувственные противоречия галантного века.  Спектакль – попытка проникнуть в эти тайны…». 

Екатерина Одегова определяет жанр постановки, как «фантазию для взрослых»: «Спектакль – греза о любви, но с кем? Главный персонаж не паша Селим во плоти, а зачарованный Остров-Сад с таинственным голосом его властелина. Аромат Сада любви дурманит, затягивает в объятия. Это миг полета мечты…». 

16 июля 1782 года в венском Бургтеатре состоялась триумфальная премьера «Похищения из сераля». Она покорила умы и сердца венцев: интерес к экзотике, мода на стиль alla turca, традиционный и беспроигрышный состав персонажей — тоскующий герой и его прекрасная возлюбленная, озорная горничная и находчивый слуга, благородный восточный владыка и его комичный вассал. Прекрасная музыка рождалась в ореоле любви и счастья: Вольфганг готовился к свадьбе с любимой Констанцей Вебер, чье имя загадочно совпало с именем главной героини новой оперы.

 

«...в «Похищении» художественный опыт Моцарта достиг своей зрелости, а затем приобретался лишь жизненный опыт. Мир по справедливости имел право ожидать от него много таких опер, как «Фигаро» и «Дон Жуан». «Похищения» же он не смог бы написать снова при всём желании... В нём можно увидеть то, чем для каждого человека являются годы его ранней юности. Время расцвета, которого он так никогда и не сможет достигнуть вновь; я думаю также, что при устранении из оперы недостатков из неё исчезнет и невозместимая прелесть», — писал великий немецкий композитор- романтик Карл Мария фон Вебер.




Возраст18+

Длительность2 часа 40 минут с одним антрактом

РепертуарОпера

НаправленностьОпера

В.А. Моцарт

Пресса о спектакле

Екатерина Одегова: "По-настоящему я счастлива, когда придумываю спектакль" - Марина Гайкович, «Независимая газета»

Екатерина Одегова стала гостьей программы «Тавор в мажоре» - на радио классической музыки «Орфей»

Коряга в раю - Майя Крылова, «classicalmusicnews»

Екатерина Одегова поставила в Нижнем Новгороде оперу "Похищение из сераля" - «Смотрим»

Нижегородская опера поймала единорога — Екатерина Бирюкова, «Коммерсантъ»

«Похищение из сераля» Моцарта как опыт постижения чувств — Марина Гайкович, «Независимая газета»

Изгнание из сераля — Сергей Бирюков, «Газета Труд»

Похищение из Эдема — Владимир Дудин, Евгения Кривицкая, Ирина Муравьева, Йосси Тавор, «Музыкальная жизнь»

Рефлексирующий зингшпиль. Почему бы и нет — Нора Потапова, "Музыкальные сезоны"

В Нижнем Новгороде поставили "Похищение из сераля" Моцарта — Ирина Муравьева, "Музыкальное обозрение"


Галерея фотографий

Похищение из сераля
Похищение из сераля
Похищение из сераля
Похищение из сераля
Похищение из сераля
Похищение из сераля
Похищение из сераля
Похищение из сераля
Похищение из сераля
Похищение из сераля
Похищение из сераля
отзывы (6)

Написать отзыв

    Плохо           Хорошо